Понятие труда
Труд – это осознанная деятельность человека, направленная на создание продукта труда, востребованного обществом.
Труд является одним из факторов производства, благодаря которому формируются экономические отношения между людьми. Любая экономическая система строится на процессе производства, который включает в себя этапы создания, распределения, последующего сбыта и потребления готовой продукции. Создание продуктов труда осуществляется в реальном секторе экономики. Распределение происходит за счет государственного вмешательства, либо с помощью рыночного механизма. Сбыт готовой продукции становится результатом деятельности оптовых и розничных торговых сетей. Конечное потребление товаров и услуг является завершающим этапом производства.
Целью существования большинства субъектов хозяйствования является получение прибыли в результате осуществления ими экономической деятельности. Для этих целей производители используют факторы производства, среди которых выделяют землю, капитал, труд и предпринимательский талант. Еще одним фактором стала информация. Она является не только результатом хозяйственной деятельности, но средством труда, объектом имущественных отношений.
Труд человека является непременно целенаправленным и осознанным, ибо результат труда, не востребованный обществом, приведет к расходам и неэффективному использованию ресурсов. В процессе труда человек задействует различные средства, применяя их для придания необходимых свойств и формы материальным продуктам труда, а также создания полезности для нематериальных результатов хозяйственной деятельности.
Стоит отметить, что продукт труда представляет собой идеальный объект до момента его реализации в практической деятельности. Эта цель способствует организации труда, его разделению и специализации. В процессе происходит установление экономических отношений между индивидами.
Труд в рыночной экономике
На труд человека оказывают влияние различные факторы, а именно, исторические события, социально-экономические преобразования, развитие науки и техники. Долгое время люди работали на себя, производя продукцию сельского хозяйства, товары ремесленного характера или продукты животноводства. С появлением частной собственности и зависимых отношений труд стал принудительным, а значит, исполнители перестали интересоваться результатом. Распределением готовой продукции занималась знать, которая владела факторами производства. При рабовладельческом строе рабы лишь выполняли определенный вид работ ничего не получая взамен.
Сейчас в мире распространен капиталистический уклад и рыночные отношения между субъектами хозяйствования. Домашнее хозяйство является владельцем трудового ресурса, оно продает свои услуги, навыки и время работодателю. Хозяин коммерческого объекта, нанимающий сотрудника, с его помощью получает прибавочную стоимость или прибыль, часть которой идет на оплату труда наемных рабочих. Такая теория характерна для марксисткой школы. Более современные представления о результатах хозяйственной деятельности говорят о том, что прибыль является итогом использования всей совокупности факторов производства, а не только труда.
Между капиталом и трудом существует тесная взаимосвязь. Капитал должен оборачиваться с целью формирования дополнительных доходов. Движение капитала невозможно без приложения целенаправленного труда. При этом работник не будет совершать трудовую деятельность без оплаты. Получается, что предприниматель не сможет получить прибыль без наемных сотрудников. Он должен выплачивать им заработную плату, в противном случае, работники будут не заинтересованы в результате своего труда, что негативным образом скажется на доходах самого предпринимателя.
Интеллектуальный труд является более сложной категорией в оценке его результатов. Умственный труд способствовал формированию таких сфер деятельности, как:
- Индустриальные формы создания идей.
- Развитие средств массовой коммуникации.
- Возникновение художественного производства, например, дизайн, архитектура, промышленная эстетика.
Физический труд человека всегда связан с приложением его умственных способностей.
Управление трудом в рыночной экономике
Трудовые отношения в рамках рыночной экономики складываются между субъектами хозяйственной системы. Регулирование установленных связей позволяет соблюдать интересы обеих сторон, а также повышать их результативность и эффективность. Прежде всего, государство определяет обязательства сторон, закрепляя их на законодательном уровне. Практически в любой национальной структуре трудовые отношения регламентируются на трех уровнях:
- Индивидуальный уровень характеризует отношения между отдельными индивидами.
- Коллективный уровень предполагает установление отношений между группами людей.
- Смешанный уровень описывает взаимоотношения с учетом интересов государства.
В большинстве случаев речь идет о коллективном уровне, особенно в рамках рыночной экономики. Регулирование взаимоотношений в этом случае осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях. Первый общегосударственный уровень предполагает установление конституционных прав и свобод каждого субъекта хозяйствования. Здесь же определяются нормы оплаты труда, уточняется соотношение тарифных и надтарифных частей заработной платы. Федеральный уровень предполагает установление порядка, сроков и принципов начисления оплаты труда, утверждение размера минимального прожиточного минимума. Со стороны государства осуществляется общий контроль соблюдения прав сторон трудовых отношений, обеспечиваются нормы социальной защиты.
Региональный уровень предполагает более детальную проработку прав и обязанностей сторон трудовых отношений. Локальный или местный уровень определяет кадровую политику отдельного предприятия. Здесь утверждаются формы оплаты труда, принципы начисления премий, разрабатывается методика повышения производительности, личной ответственности, вовлеченности в результат хозяйственной деятельности всего предприятия. Так же на субъекте хозяйствования внедряются нормы по обеспечению безопасности жизнедеятельности сотрудников, формированию комфортной психологической обстановки. Со стороны руководства реализуются мероприятия по созданию единого информационного поля для всех сотрудников, а также установления обратной связи для отслеживания качества выполнения управленческих решений.