Отраслевые рынки
Отраслевой рынок – это хозяйственные отношения, которые складываются между субъектами экономики относительно благ, которые произведены предприятиями, использующими однотипные ресурсы и технологии.
Отрасль представляет собой совокупность предприятий, которые производят схожую продукцию, используют однотипные технологии для удовлетворения потребностей общества. Российское законодательство определяет отрасль, как совокупность компаний, которые создают конкурирующий продукт. На их долю приходится более половины предложения на рынке.
На рынках осуществляется взаимодействие продавца и покупателя. ТО есть потребители благодаря работе рынка получают доступ к благам и могут выбирать наиболее подходящий вариант по стоимости и полезности. Производители выходят на рынки сбыта, формируя выручку, которая обеспечивает их доход, возможность функционировать продолжительное время.
Однородность продукции на рынке исследуют с помощью эластичности спроса по ценам товаров. Причем будут возникать разрывы, которые возникают при резком изменении коэффициента эластичности. Получается, что рынок может формироваться вокруг однородной продукции, группы благ, которые могут быть хорошими заменителями. Изучение эластичности позволяет определить территориальные границы. В этом случае используется перекрестная эластичность.
В рыночной экономике из-за свободы субъектов формируется конкурентная борьба. Она влияет на распределение факторов производства. Субъектам экономики приходится соперничать друг с другом за доступ к ресурсам, а так же к покупателю.
Таким образом, отраслевые рынки формируются относительно однородной продукции, либо благ, которые могут стать близкими заменителями друг другу.
Конкуренция помогает удовлетворять наиболее значимые потребности общества. Она так же очищает рынок от предприятий, не способных соответствовать текущей конъюнктуре.
Основные типы и структуры отраслевых рынков
Разделение на отраслевые рынки происходит в зависимости от особенностей товара и количества продавцов. Выделяют следующие типы рынков:
- Если на рынке выпускаются однородные, стандартизированные товары, то он приобретает форму чистой монополии, гомогенной олигополии, либо чистой конкуренции.
- Если на рынке выпускаются дифференцированные товары, то при наличии нескольких продавцов действует чистая многопродуктовая монополия. Если продавцов несколько, то речь идет об олигополии с дифференцированной продукцией. Если продавцов много, то действует монополистическая конкуренция.
Считается, что чистая конкуренция встречается очень редко. Однако, она может возникнуть на рынках однородного продукта, но число фирм должно быть настолько большим, что они не смогли бы повлиять на конкуренцию. Цена устанавливается только за счет рыночного механизма через соотношение спроса и предложения. Чистые монополии и олигополии обладают рыночной властью. Они могут изменять цену или объем выпуска, что так же влияет на работу рынка. Конкуренция выражается в сознательной деятельности, направленной на оказание влияния и контроля на рынок. Соперничеством может быть ценовым и неценовым.
Совершенная конкуренция на рынке встречается крайне редко, обычно, если товар полностью однородный, а фирм-производителей очень много. Барьеры на таком рынке отсутствуют. При монополистической конкуренции товар дифференцирован, конкуренция достаточно низкая, барьеры так же легко преодолимы. Этот тип рынка привлекателен в краткосрочном периоде. Монополии и олигополии отличаются высокими барьерами входа и выхода. Властью обладают несколько компаний. Государство через законодательные нормы регулирует степень их воздействия на цены.
Конкуренция на отраслевых рынках
Конкуренция имеет двойственное содержание, поэтому она провоцирует разные ситуации. Соперничество может быть чистым, либо полностью отсутствовать. На рынке монопольной конкуренции и в монополии степень соперничества очень разная. Структура рынка определяется следующими факторами:
- Число покупателей и продавцов.
- Размер компании относительно емкости рынка.
- Однородность товара.
- Мобильность факторов производства.
- Барьеры входа и выхода.
- Доступность рыночной информации, ее полнота.
Существуют случаи, когда структура рынка изменялась. Это происходит при взаимодействии агентов, что ведет к фундаментальной трансформации рынка. Если поставщик и покупатель устанавливают между собой долгосрочные отношения, то возможно формирование монопольной власти. Внутри отношений лежит выгода от двусторонних отношений. Так же стороны влияют на величину дохода, если взаимодействие по каким-либо причинам прекратится. Получается, что конкурентный рынок стремится к монопольному.
Связь между продавцами и покупателями усиливается не только в части торговли, но и в части инвестиций. Средства вкладываются в активы друг друга, что позволяет создать благоприятные условия для маркетинговых кампаний. Наибольший эффект от использования инвестиций достигается только в сотрудничестве. Для производителя оно ведет к снижению издержек производства и каналов сбыта. Покупатель получает доступ к качественному товару по приемлемой цене. Производитель может начать выпускать продукцию, которая подходит именно этому потребителю. Покупатель помогает распространить знание о товаре, чем снижает расходы на маркетинг. Завершение отношений обычно завершает взаимовыгодное сотрудничество и движение особенных инвестиций.
Конкуренция влияет на прозрачность и доступность рыночной информации. Чем больше производителей имеет доступ к информации, тем ниже барьеры входа на рынок. Доступ к данным снижает неопределенность. Чем выше неопределенность, тем сложнее и рискованнее выход на рынок. Стоит отметить, что не вся доступная рыночная информация используется для хозяйственной деятельности. Обычно информация рынка асимметрична, так как для каждого субъекта есть ненаблюдаемая, наблюдаемая и проверяемая часть информации.