Справочник от Автор24
Все самое важное в приложении

Теория и практика конкуренции

Определение 1

Конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов, самостоятельные действия которых эффективно ограничивают возможности каждого из них односторонне воздействовать на условия общего обращения товаров на определенном товарном рынке.

Сущность конкуренции

Современное российское законодательство формулирует ряд условий, при которых возникает и существует конкуренция:

  • наличие на рынке независимых поставщиков достаточного числа товаров;
  • присутствие на рынке достаточного количества независимых покупателей продукции;
  • потребители и поставщики не заключают соглашения, ограничивающие конкуренцию;
  • существование на рынке свободного доступа к сырью, капиталу и другим необходимым ресурсам.
Профессия «Продакт менеджер»
Научись управлять командой, запусти свой первый проект, прокачай Hard и Soft skills
Выбрать занятия

Конкуренция выступает как предпосылка реализации потребительских прав: право на выбор или на получение информации. При отсутствии конкуренции эти прав фактически превращаются в фикцию, существенно ограничиваются. Конкуренция подразумевает правомерную деятельность на рынке хозяйствующих субъектов, целью которых является получение доступа к наиболее выгодным условиям производства и сбыту товаров с помощью законных средств и методов. Специфическая функция конкуренции, обеспечивающей безопасность предпринимателей, подразумевает, что при наличии большого числа конкурентов просто невозможно всех уничтожить. И наоборот, следствие монополизма связано с криминализацией рынка и экономики. Конкурентная деятельность подразумевает состязательность, элемент соревнования, конкуренция требует наличия на рынке соперников, поскольку цели конкурентной борьбы можно достигнуть лишь за счет конкурентов.

Функции конкуренции

Конкуренция, оставаясь важнейшим механизмом регулирования макроэкономики, в современной экономике выполняет следующие основные функции:

«Теория и практика конкуренции» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Консультации эксперта по предмету
Найти эксперта
Помощь в написании учебной работы
Узнать стоимость
  1. Регулирующая функция подразумевает воздействие конкуренции на предложение, а также связанное с ним производство продукции для определения их оптимального соответствия потреблению (спросу). Именно эта функция способствует закреплению прогрессивной тенденции к установлению спросом предложения. В конечном итоге, это формирует реальный «суверенитет потребителя» вместо привычного российскому обществу «суверенитета производителя». Регулирующая функция руководствуется принципом: производить лишь то, что возможно продать, а не пытаться продавать то, что смогли произвести.
  2. Аллокационная функция (функция размещения) подразумевает эффективное размещение факторов производства (труд, земля и капитал) в том месте, где их применение способно обеспечить наивысшую отдачу.
  3. Инновационная функция связана с различными проявлениями новаторства (нововведения), которые опираются на научно-технический прогресс и предопределяют динамику фактического развития хозяйствующих субъектов.
  4. Адаптационная функция связана с рациональным приспособлением предприятий к внешней и внутренней среде, что обеспечивает переход от самосохранения (выживания) к расширению своей хозяйственной деятельности.
  5. Распределительная функция предполагает, что конкуренция прямо и косвенно воздействует на распределение среди потребителей суммарно произведенных благ.
  6. Контролирующая функция подразумевает, что конкуренция не допускает установление диктата монополизма одних субъектов рынка над остальными. Данная функция в экономике реализуется через различные мероприятия по регулированию и оценке конкурентной среды.

Виды конкуренции

В зависимости от участия в конкурентной борьбе рыночных субъектов выделяют следующие виды конкуренции:

  • конкуренция покупателей, которые хотят приобрести товар с минимальными расходами при наилучшем удовлетворении потребности;
  • конкуренция продавцов, которые хотят продать свой товар подороже, а побеждают те, кто уступает в цене, увеличивая объем продаж.
  • конкуренция покупателей с продавцами: у каждой стороны есть свой интерес: для покупателя - купить подешевле, для продавца - продать подороже, а выигрывают те, кому удалось навязать «сопернику» свое мнение.

В товарном производстве конкуренция вынуждает продавца снижать цену товара, который не соответствует в данный момент общественным потребностям, необходимость подобного служит индикатором, что произведенный товар не нужен вовсе, или он был произведен в избыточном объеме. Перечисленные формы конкуренции часто сосуществуют вместе друг с другом, а соотношение их на конкретном рынке определяет рыночная сила продавцов или покупателей.

По степени концентрации конкурирующих субъектов, выделяется индивидуальная и групповая конкуренция. При индивидуальной конкуренции конкурентами выступают отдельные организации или предприятия. Групповая конкуренция подразумевает противостояние предпринимательских объединений, которые выступают как «ассоциированные конкуренты».

В зависимости от применяемых методов различается ценовая и неценовая, добросовестная и недобросовестная конкуренция. При ценовой конкуренции борьба ведется посредством изменений в цене товара. Ценовая конкуренция может быть открытой и скрытой. Основным условием успеха в конкурентной борьбе посредством цен является постоянная работа над совершенствованием производства и снижением себестоимости.

Неценовая конкуренция на первый план выдвигает уникальные характеристики товара: надежность, качество, безопасность, долговечность, эффективность. К неценовым методам относится предоставление покупателю комплекса услуг за счет сдачи старых товаров (как первый взнос за новый). Среди незаконных методов неценовой конкуренции можно назвать промышленный шпионаж; переманивание специалистов, имеющих доступ к закрытой информации; выпуск поддельной продукции, внешне похожей на изделие-подлинник, но существенно худшей по качеству; покупка образца для их последующего копирования.

Недобросовестная конкуренция дискриминирует конкурентов посредством распространения ложной информации о них, фальсификации продукции, незаконного получения товарного знака или фирменного наименования конкурента, искажения сведений о свойствах товаров, разглашения чужой конфиденциальной информации и пр.

Не нашел нужную статью?
Воспользуйся новым поиском!
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Дата последнего обновления статьи: 04.06.2022
Трудности с учебой
Трудности с написанием работы?

Эксперты на Автор24 помогут сделать любую учебную работу!

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу «ДокСтандарт»

Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд

Попробовать
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot