Сущность человеческого капитала и его значение
Мировое экономическое господство развитых стран во многом обеспечивается инновационной экономикой. Здесь предполагается перманентное инновационное и технологическое совершенствование, высокотехнологичное производство и непосредственное производство технологий.
Названный тип экономики формирует и соответствующие ресурсные запросы, в которых материальное производство и финансы уходят на второй план, освобождая место человеческим ресурсам. При этом человеческий ресурс востребован как на уровне инноваций в качестве интеллектуальных усилий, так и непосредственно на уровне производства, где навыки и умения работника позволяют обеспечить реализацию инноваций.
Сегодня эффективность деятельности и прибыль организации напрямую определяется удовлетворенностью персонала условиями и оплатой труда. Это обусловливает необходимость постоянного инвестирования в человеческий капитал, не только через оплату труда, но через обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности и здоровья, обучение и профессиональное развитие работника.
Теория и практика выработали разнообразные подходы к определению понятия человеческого капитала, которые можно объединить в следующие направления:
- человеческий капитал как система профессиональных навыков и умений, а также способностей работника, в том числе наличествующих изначально, «от природы»;
- человеческий капитал как система навыков и умений, приобретенных исключительно в процессе профессионального образования;
- человеческий капитал как сумма инвестиций в работника, которые позволяют обеспечить формирование у него необходимых с профессиональной точки зрения умений и качеств;
- человеческий капитал как система социально-психологических, поведенческих, мировоззренческих и иных характеристик работника.
Структура человеческого капитала
Традиционное понимание человеческого капитала как системы определенных свойств индивида, таких как его профессиональные и природные умения, знания и навыки, психологические и поведенческие характеристики (в том числе коммуникабельность, мотивация, целеустремленность, работоспособность, социальная активность), состояние здоровья, уровень материального обеспечение позволяет выделить следующие структурные элементы рассматриваемого явления:
- знания, умения, способности и навыки, которые наличествуют у работника «от природы»;
- знания, умения, способности, навыки и опыт, которые работник приобрел в процессе профессионального обучения и развития и практической деятельности;
- знания, умения, способности и навыки, которые индивид способен развить посредством дополнительного обучения и саморазвития;
- личностные характеристики – морально-нравственные и общекультурные установки работника;
- здоровье, как физическое, так и психическое;
- условия жизни и деятельности индивида и его семьи.
Субъекты и направления инвестиций в человеческий капитал
В самом общем виде инвестиции можно определить как размещение или вложение финансовых и иных средств для последующего извлечения прибыли. При этом инвестиции всегда характеризуются повышенным риском – возврат вложенных средств и прибыль возможны только в тех случаях, когда инвестиции оправдались. С этой позиции инвестиции в человеческий капитал представляют собой одно из наименее рискованных и перспективных направлений.
Сегодня профессиональные знания и умения с одной стороны выступают необходимым условием материального и социального благополучия работника, с другой – гарантом эффективности деятельности организации, прогрессивного развития экономики и общества. Иначе говоря, инвестиции в индивида, его профессиональное и культурное развитие, это инструмент повышения производительности трудовой деятельности и эффективности производства, уровня жизни индивида и населения в целом.
Таким образом, субъектами инвестирования в человеческий капитал могут выступать, как государство и организации, так и сам индивид. При этом сегодня в России наличествуют кризисные тенденции в системе профессионального образования:
- профессиональное образование в недостаточной степени ориентировано на практику;
- экономически востребованные отрасли теории и практики развиваются крайне медленно;
- отсутствует комплекс мероприятий по повышению профессионального уровня работника исходя из реалий его ежедневной практической деятельности.
Предлагаемые учебными заведениями инструменты дополнительного образования, повышения квалификации зачастую носят глубоко теоретический характер, фактически не оказывая влияния на непосредственную трудовую деятельность.
Указанные тенденции наряду с низкой вовлеченностью работников в процесс самообразования тормозят развитие отечественной экономики.
Образование не единственное перспективное направление инвестирования в человеческий капитал.
Морально-нравственные ориентиры и общекультурные установки работника определяют его репутацию, напрямую формируют психологическую атмосферу в коллективе и образ организации на рынке – в среде конкурентов и потребителей. Работодатель и работник должны стремиться к взаимовыгодному взаимодействию, позволяющему раскрыть лучшие качества работника, которые впоследствии будут работать и на положительный имидж организации.
Кроме того, инвестирование в человеческий капитал нельзя признать эффективными без инвестиций в здоровье работника. Обеспечение высокого уровня работоспособности требует контроля заболеваемости и способствование росту периода продуктивной жизнедеятельности индивида. Состояние здоровья, в свою очередь, во многом определяется уровнем качества предоставляемых работнику услуг здравоохранения, качеством условий его труда и отдыха. Потому современные организации должны вкладывать средства в дополнительное медицинское страхование, предоставление курортно-санаторных условий отдыха работникам и членам их семей, обеспечивать надлежащие условия труда и другое.