Истоки теории человеческого капитала и ее разработчики
Первопроходцем в оценке человеческого капитала является ученый, основавший западную политэкономию, английский статистик и экономист Уильям Пети, который анализировал данную категорию в своем труде «Политической арифметике».
Однако Уильям Петти не предложил полноценной концепции человеческого капитала.
Прошло примерно 200 лет прежде чем другие ученые предприняли собственные попытки изучения человеческого капитала, в частности это пытались сделать немецкие и английские экономисты (Дж. Николсон и другие). Альфредом Маршаллом было предложено разделение капитала на материальный и личный, причем под вторым он понимал, в первую очередь, затраты родителей на обучение своих детей.
Научно-техническая революция 60-х годов ХХ века способствовала росту значимости человеческого капитала, результатам которого стала разработка теории человеческого капитала. В качестве разработчиков данной теории выступили экономисты из США Теодор Уильям Шульц и Гэри Стэнли Беккер, являвшиеся сторонниками свободных конкуренции и ценообразования. Позднее к изучению теории человеческого капитала присоединились такие ученые как:
- Б. Денисон,
- Дж. Кендрик,
- Ц. Грилихес и прочие.
Теодор Уильям Шульц родился в 1902 году в США, обучался в Висконсинском университете, получив докторскую степень по экономике сельского хозяйства, трудился в качестве профессора в Чикагском университете, вел научно-исследовательскую деятельность, издал такие труды как «Продовольствие для мира», «Сельское хозяйство в нестабильной экономике». Шульц входил в состав членов Американского Национального бюро экономических исследований, был консультантом по экономике в Международном банке реконструкции и развития и Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, а также в других организациях и ведомствах.
Гэри Стэнли Беккер родился в США в 1930 году, обучался в Принстонском университете, где получил магистерскую степень, затем стал доктором в Чикагском университете, преподавал в Принстонском, Чикагском и Колумбийском университетах, возглавлял Американскую экономическую ассоциацию и Общество экономики труда, входил в состав различных объединений и ассоциаций.
Содержание экономической теории человеческого капитала
Согласно положениям теории человеческого капитала производственный процесс основан на взаимодействии двух факторов:
- физического капитала, представленного средствами производства,
- человеческого капитала.
Вложения экономического субъекта в человеческий капитал выражаются в расходах на поддержание здоровья, на получение образования, на поиск работы, на миграцию, на прохождение профессиональной подготовки на производстве и прочее.
Оценка величины человеческого капитала определяется величиной дохода, который он потенциально может принести в будущем.
По утверждению Теодора Уильяма Шульца под человеческим капиталом понимается такая форма капитала, которая выступает в качестве источника будущих заработка или удовольствия (по отдельности или вместе), являясь составной частью индивида.
Человеческий капитал, с одной стороны, подобен природным ресурсам, поскольку изначально не приносит прибыли, однако в результате определенной обработки в форме образования он способен приносить прибыль. Таким образом, люди приобретают свойства капитала только после соответствующей подготовки, причем величина и качество человеческого капитала возрастают по мере такой обработки.
На современном этапе развития общества значимость человеческого капитала по сравнению с иными ресурсами, вовлекаемыми в производство, существенно выше в силу того, что максимально высокое развитие технологий и техники затрудняет получение от их использования высокого эффекта, возможности не человеческого капитала и его развития рассматриваются как безграничные.
Важной особенностью данного вида капитала является независимость носителя капитала от источника его формирования, то есть, каким бы образом не было получено образование, распоряжается им индивид самостоятельно.
Особое внимание в экономической теории человеческого капитала отводится проблемам образования, на которое ложится основная задача повышения производительности труда.
Вклад Гэри Стэнли Беккера в экономическую теорию человеческого капитала заключается в оценке экономической эффективности расходов на образование. В частности, им была предложена схема определения дохода от получения высшего образования как разницы пожизненных заработков обучавшихся в колледже и обучавшихся в университете. к фактическим расходам на обучение также относились недополученные обучающимся доходы в период прохождения им обучения.
Оценка ценности времени, затраченного индивидом на формирование своего человеческого капитала в процессе обучения, определяется потерями заработка за это время. В результате проведения сравнения получаемых доходов и понесенных затрат позволяет дать оценку рентабельности человеческого капитала.
Гэри Стэнли Беккер также разделил понимание инвестиций в человеческий капитал на общие и специальные. Результатом общих инвестиций являются универсальные навыки, полезные к применению в различных сферах и отраслях деятельности. Примером такого навыка является умение пользоваться компьютером. Результатом специальных инвестиций является приобретение работником тех навыков и умений, которые пригодятся в конкретной организации.
Оплата общей подготовки, как правило, ложится на самих работников, оплата специальной подготовки – на организации. Это обусловлено тем, что в первом случае при увольнении работников организации несли бы потери в форме затрат на навыки, которые они утрачивают вместе с работников, во втором случае – потери пришлись бы на работника, навыки которого могут быть неприменимы в другой организации.