Рынок в экономике
Рынок – это система хозяйственных отношений, связывающих между собой субъекты экономики.
Каждый экономический агент преследует свои интересы. Производитель заинтересован в реализации созданного товара. Покупатель хочет получить максимальную пользу за невысокую цену. Государство так же выступает активным участником рыночных отношений в качестве продавца или покупателя. Как регулятор отношений оно заинтересовано в расширении производства и стимулировании спроса.
Рынки принимают различные формы. Они могут обслуживать отношения, складывающиеся относительно товаров, финансовых активов, драгоценных металлов, ценных бумаг, нематериальных ценностей и другого. То есть рынок представляет собой определенную систему, где пересекаются интересы продавцов и покупателей.
Если один или несколько участников рынка захватывают власть, то на нем начинает действовать несовершенная конкуренция. Например, если власть принадлежит одному продавцу, то рынок называется монопольным. Несколько продавцов, поделивших рынок между собой, называются олигополистами. Рыночная экономика в принципе подразумевает стремление каждого субъекта к реализации собственных интересов. Это ведет к тому, что в какой-то момент им приходится конкурировать друг с другом. Чтобы получать максимально возможный доход при заданных условиях, продавцы стремятся монополизировать ту часть рынка, где работают. Такая форма конкуренции называется монополистической.
Конкуренция возможна и между покупателями. Например, у военной промышленности основным потребителем будет государство и именно оно определяет объемы выпуска и цену.
Рынок выполняет ряд значимых для экономики функций, в частности он:
- предоставляет информацию участникам рынка через ценообразование.
- связывает между собой субъектов экономики.
- регулирует объем предложения и спроса и способствует установлению равновесной цены.
- стимулирует научно-технический прогресс и инновационную деятельность.
- способствует оздоровлению экономики через исключение предприятий, неспособных конкурировать с другими.
Таким образом, рынок представляет собой структуру, поддерживающую отношения между продавцами и покупателями, где каждый из них может реализовать свои коммерческие цели.
Особенности фармацевтического рынка
Рынки различают по отраслевой принадлежности товара, как объекта обмена, по пространственному размещению, по характеру и уровню спроса и предложения, по характеру взаимоотношений продавцов и покупателей. Фармацевтический рынок обслуживает отношения между продавцами и покупателями в части создания, сбыта и потребления лекарственных препаратов.
Субъектами рынка фармации выступают:
- Производители лекарственных препаратов.
- Оптовые поставщики – склады, базы, фирмы.
- Аптечные организации.
- Потребители лекарственных средств – население и медицинские организации.
Фармацевтический рынок действует по тем же законам, что и любые другие. Он выполняет те же функции. Одним из наиболее стабильных и быстро развивающихся является производственный сегмент фармации. Лекарственные препараты обеспечивают безопасность жизни и повышают ее уровень, поэтому это один из товаров первой необходимости.
Государственное регулирование в работе фармацевтического рынка является необходимостью. Со стороны власти обеспечивается разработка и утверждение нормативных документов, которые устанавливают требования к организациям отрасли и лицензированию. Государство регулирует импорт и экспорт лекарственных препаратов, стандартизирует объем и качество оказания услуг. Так же в сферу его ответственности входит разработка и совершенствование системы регистрации и сертификации лекарственных средств, организация налоговой и финансовой политики в данной сфере.
Тенденции развития мирового фармацевтического рынка
Пандемия 2020 года усилила значимость фармацевтического рынка. Впервые за много лет отмечался быстрый рост доходов. Это было вызвано следующими изменениями:
- Рост стоимости препаратов.
- Смещение спроса в пользу более дорогих лекарств.
- Увеличение государственного сегмента.
Результат работы рынка за период 2019 – 2020 годов показал, что при повышении спроса на дорогие лекарственные препараты объем потребления лекарств в целом сократился. Власть обратила внимание на вопрос ценового регулирования на рынке. Так в России были приняты поправки к федеральным законам, которые позволили государству ограничивать рост цен на препараты, не входящие в состав жизненно необходимых. Также были внесены изменения в части ограничения цен на медицинские изделия в условиях чрезвычайных ситуаций.
Новой тенденцией рынка фармации стала цифровизация процессов. Обороты стала набирать дистанционная продажа препаратов. Медицинские работники получили доступ к программному обеспеченью, которое во многом облегчило работу с пациентами. Так же информационные технологии стали более активно использоваться для обмена опытом и обучения.
Помимо вышеперечисленных нововведений планируется распространить информацию о возможности получения налогового вычета за счет предоставления отчета о покупке лекарственных препаратов. Государственное вмешательство в работу рынка способствовало повышению его прозрачности. Отрасли пришлось работать на пределах своих возможностей. Эксперты полагают, что сейчас она начнет возвращаться к темпам до пандемии. Возникли вопросы по более эффективной организации взаимодействия между звеньями рынка с целью обеспечения населения необходимым количеством продукции надлежащего качества.
Таким образом, для фармацевтического рынка характерны те же тенденции, что и для других рыночных структур. Цифровизация проникает и сюда, делая движение товара от производителя к конечному покупателю более прозрачным и безопасным. Вопросы по эффективной организации логистики остаются актуальными. Влияние государства на рынок на сегодняшний день считается актуальным. Но как известно, роль государства в рыночной экономике ограничена, поэтому государственный контроль может внести свои коррективы в работу отрасли.