Сущность понятия "малый бизнес"
Малый бизнес – это форма хозяйствования, соответствующая определенным экономическим и юридическим нормам, принятым в конкретной стране.
В России критерии определения малого бизнеса выглядят следующим образом:
- Среднесписочная численность сотрудников не более 100 человек.
- Максимальная годовая выручка без учета НДС – 800 миллионов рублей.
- Балансовая стоимость активов для малых предприятий не определена.
Отдельной категорией идут микропредприятия. Численность наемного персонала для них составляет не более 15 человек, а годовой доход не должен превышать 120 миллионов рублей. Требования для микро и малых предприятий пересматриваются каждые пять лет. Однако, статистика по этим двум формам хозяйствования ведется раздельно.
По статистике 2018 года число предприятий малого бизнеса в России составило 266 тысяч. Микропредприятия насчитывали более 2,5 миллионов, а индивидуальных предпринимателей числилось 3 миллиона. При этом рост числа предприятий по стране неравномерен, лидером по количеству малых предприятий остается Центральный ФО. Средняя численность сотрудников для малых предприятий составила 27 человек, а для микропредприятий – 2 человека.
Одной из форм малого бизнеса является франчайзинг. Он позволяет создавать предприятии по уже готовому шаблону. Предприниматели приобретают разрешение на открытие дела, в зависимости от вида франшизы могут получить финансовую поддержку от продавца. Наиболее часто франчайзинг применяется в торговле, общественном питании и туризме. Понимание значения малого предпринимательства заставляет правительство принимать законы, которые его поддерживают. Развитие предпринимательства является одним из приоритетных направлений государственной политики.
Малый бизнес и его роль в экономике
Развитые страны опираются на сектор малых и средних предприятий. Известно, что именно малые предприятия являются основным двигателем инновационной деятельности. На них проще внедрить новинки науки и техники, а также выявить их недостатки и достоинства. Малый бизнес является основным поставщиком рабочих мест. Он способствует повышению занятости, эффективному использованию факторов производства.
Национальное хозяйство базируется на малом бизнесе. Его роль в экономике выражается в решении следующих задач:
- Образование рынков с целью удовлетворения потребностей покупателей.
- Расширение предлагаемого ассортимента, повышение качества сервиса.
- Установление связи между производственным сектором и потребителями.
- Влияние на структурную перестройку экономики.
- Влияние на гибкость национального хозяйства.
- Формирование рабочих мест.
- Реализация предпринимательских навыков.
- Стимулирование научно-технического прогресса, новаторского подхода в управлении.
Кроме того, конкуренция между предприятиями малого бизнеса ведет к выбытию низкорентабельных и убыточных компаний через их выкуп или аренду. Так же малые предприятия могут обслуживать нужды крупных корпораций, беря на себя функции посредников, дистрибьюторов и так далее.
Малый бизнес является важнейшим элементом рыночной экономики. Он влияет на темпы экономического роста, определяет качество и структуру ВВП.
Значение малого предпринимательства возросло в конце 80-х начале 90-х годов. По данным мировой статистики сегодня в мире на малых предприятиях занято 50% трудоспособно населения. Ими производится от 33 до 60% национального продукта. Кроме того, малый бизнес способствует диверсификации производства, насыщает местные рынки продукцией и услугами, востребованными в текущий момент времени. Он помогает решать социальные задачи, сформировать важный для социально-экономического роста, средний класс.
Потенциал малого бизнеса
Малый бизнес обладает большим потенциалом не только для развития экономик, но и общества в целом. Его способность эффективно использовать ресурсы, а также стремление к оптимизации расходов, дает возможность установить экономическую пропорциональность. Малое предприятие избегает лишних трат, не держит избытков ресурсов, в том числе трудовых. Все это ведет к рационализации методов ведения хозяйства.
По своей сути малый бизнес антимонополен. Причиной этому служат требования, относящие предприятия к данной категории. Формируется справедливая конкуренция, происходит развитие рыночных отношений. Влияние распространяется на макроэкономику, приводя в баланс объем предложения и спроса. Малый бизнес важен для регионального развития. Он формирует базу регионального экономического становления. Налоговые поступления забирает себе местный бюджет, что позволяет распространять положительный социальный эффект на регион. Малый бизнес заинтересован в сотрудничестве с местными властями, так как это приносит взаимную выгоду. Основные сложности, с которыми сталкиваются предприятия, на пути своего становления и развития решаются именно на местном уровне.
Малый бизнес определяет социально-трудовой, инновационный, инвестиционный, финансовый, производственный потенциал региона. Социально-трудовой потенциал выражается в темпе прироста численности работников, заработной платы, а также в доле работников малых предприятий, в доле затрат на оплату труда. Инновационные потенциал рассчитывается из совокупности темпов прироста предприятий, удельного веса в экономике страны, темпа прироста реализации инновационной продукции, ее доли в структуре производства. Инвестиционный потенциал представляет собой сумму общего объема инвестиций, доли инвестиций сектора малых предприятий, отношения между совокупной прибылью. Расчет показателей ведется по отраслям, далее проводится корректировка, с помощью которой формируется усредненный результат по региону.
Малый бизнес способствует рациональному использованию ресурсов, что повышает экономический потенциал региона, национального хозяйства. В свою очередь, это влияет на конкурентоспособность экономики страны, ее устойчивость, финансовую независимость.