Стратегические цели и задачи реформ экономической безопасности
Стратегической целью экономической безопасности является достижение уровня развития экономики, обеспечивающего сохранение государственной целостности, приемлемые условия жизнедеятельности и развития личности, военно-политической и социально-экономической стабильности в обществе.
В первую очередь реформирование ориентируется на повышение уровня научно-технического и производственного потенциала страны, уровня жизни населения, смягчение конфликтов между слоями, группами, народностями и нациями.
Стратегическая цель реформирования детализируется и конкретизируется задачами: без этого невозможна разработка и применение действенной политики.
Реформы экономической безопасности включают реформы во всех сферах экономики страны – денежно-кредитной, финансово-инвестиционной, промышленной, сельскохозяйственной, внешнеэкономической, социальной.
В области структурной политики решаются такие крупные задачи, как повышение совокупного спроса, формирование благоприятного инвестиционного климата, регулирование норм сбережения и потребления, определяющих инвестиционные возможности и экономические мультипликаторы, создание стимулов для перелива производственных и финансовых ресурсов между отраслями и секторами в зависимости от определенных национальных приоритетов развития, стимулирование экспорта и замещение импорта.
Проведение эффективной структурной политики невозможно без предварительного определения точек роста и их противоположности – неэффективных предприятий и отраслей, поддержка которых может отнимать много ресурсов и не приводить к соразмерной отдаче.
Задачи реформирования социальной политики связаны со снижением напряженности в обществе, повышением уровня жизни населения. Непременным условием является формирование прослойки «среднего класса», выполняющей роль буфера между бедными и богатыми, снижающего показатели социальной дифференциации и неравенства. Следует уделить внимание восстановлению функции заработной платы как способа стимулирования повышения производительности труда.
Требует реформ для обеспечения экономической безопасности и инвестиционная политика. В настоящее время инвестиционный климат сложно назвать благоприятным, снижаются как иностранные инвестиции в российскую экономику, так и внутренние инвестиции. Имеются значительные трудности с привлечением кредитных ресурсов, что тормозит развитие промышленности, создавая проблемы в производственной, продовольственной и других разновидностях экономической безопасности.
Этапы реформирования экономической безопасности
Можно выделить следующие этапы процесса реформирования государством экономической безопасности:
-
мониторинг состояния общества и экономики для определения угроз экономической безопасности. Мониторинг должен отвечать требованиям объективности и комплексности;
Определение 2Мониторинг – это информационно-аналитическая система наблюдений за уровнем и изменением показателей экономической безопасности.
-
определение пороговых значений для совокупности социально-экономических показателей, характеризующих стабильность в обществе и вероятность возникновения социальных конфликтов. Сравнение наблюдаемых значений с пороговыми позволяет оценить опасность реализации угроз;
- собственно выявление и упреждение угроз. Основные направления этой работы – выявление отклонений прогнозных и фактических параметров развития экономики от пороговых или рекомендованных значений, преодоление и недопущение угроз, экспертиза решений, принимаемых по хозяйственным и финансовым вопросам.