Сущность смешанной экономики
Смешанная экономика - это та, в которой существует органическое или механическое единство свободного предпринимательства и государственного контроля. В целом в ней преобладают частные предприятия и рыночные силы. Правительство директивно не направляет приватный сектор производить определенные товары и услуги в фиксированных количествах в жестких хронологических рамках. Регулятором экономики остается рынок.
В типичной смешанной экономике правительство может управлять такими отраслями, как почтовая служба, железнодорожные линии, библиотеки, а в некоторых случаях и службы здравоохранения. Даже в отраслях, которые не принадлежат и не управляются государством, его влияние очень заметно в виде налогов и правил, таких как контроль минимальной заработной платы. В смешанной экономике хозяйственная деятельность осуществляется как отдельными лицами, так и правительством. Правительство и частный бизнес должны функционировать надлежащим образом, и государство участвует в тех мероприятиях, которые частные предприятия считают невыгодными или недоступными для этого.
Смешанная экономика позволяет отдельным лицам вести свой бизнес на рынке и получать прибыль, но в то же время они несут перед людьми определенную ответственность за эти компании, что заставляет их вносить вклад в благосостояние общества. Самый большой недостаток смешанной экономики заключается в том, что линия между государственным и частным секторами легко размывается или время от времени меняется, так или иначе. Возникает ощущение не принципиальности, волюнтаристичности самой линии размежевания.
Даже большинство из тех, кто выступает за контроль над правительством, вероятно, признают, что в какой-то мере должна быть линия размежевания между контролем и свободой, но обществу в целом трудно понять, где находится этот пункт. Пока индикатором адекватности межы являются темпы роста благосостояния и экономики в стране. При замедлении необходимо присмотреться, что мешает – избыточная рыночная анархия или парализующий государственный контроль.
Поэтому смешанная экономика - это всегда меняющийся процесс. Правительство контролирует, где многие ресурсы используются в смешанной экономике. В секторе рыночной экономики ресурсы будут предоставляться услугам, которые лучше всего стимулируют экономику, но смешанная экономика дает большую часть ресурсов программам социального обеспечения. Хотя некоторые люди считают это преимуществом, это является недостатком для владельцев бизнеса, потому что у них может не хватить ресурсов для создания адекватного продукта или прибыли.
Специфика рынка, функционирующего в условиях смешанной экономики
Даже в условиях товарного производства, хотя там господствующей формой экономических отношений являются рыночные (кроме внутрифирменных) отношения, рынок не является единственным стихийным регулятором пропорций общественного производства, распределения доходов.
По форме рынки "свободной конкуренции" сейчас существуют только в некоторых немонополизированных отраслях (в сельском хозяйстве и др.), Но это уже не чисто рыночные отношения, потому что они находятся под определяющим регулирующим воздействием или монопсоний, монополий, или государства. Это уже не цены свободной конкуренции, что стихийно устанавливаются рынком, а цены системы несовершенной конкуренции.
Существование "административных", "государственных" цен влияет и на механизм ценообразования "монополизированного" рынка в смешанной экономике. Рынок, по сути, становится регулируемым, так как конкуренция на нем несовершенна и нуждается в государственной поддержке.
Рынок модифицируется. Главные рыночные элементы продолжают эволюционировать:
- совершенная конкуренция в несовершенную,
- саморегулирование в регулирование,
- стихийное ценообразование в сознательное установление цен и т. д.
Усиливается роль олигопольного, государственного и мирового рынков, государственных монопольных цен.
Следуя законам рынка и играя роль на рынке, государство тем самым придерживается основных требований рыночной экономики. Особенно это заметно на микроуровне, где конкретные производственные и деловые мероприятия правительства для всех слоев общества должны быть «не тревожащими или раздражающими», а стабилизирующими и «разруливающими» заторы современного воспроизводства.
В основном рынок (предложение и спрос и другие факторы) работает как место, где люди хотят определенных продуктов, а факторы производства предлагаются по определенной цене, в зависимости от того, насколько налажено их производство, распределение и сколько они хотят заработать с их продажей.
Итак, целесообразность и важность рынка заключается в том, в каких секторах удовлетворения запросов населения он намерен действовать: в секторе с достаточной покупательной способностью (деньгами) потребителей для покупки этих товаров, и в бизнес-секторе с достаточной покупательной способностью предприятий производить, распространять и продавать эти товары по хорошей цене. Тогда государство отрегулирует ситуацию так, что этот рынок не будет нарушен (будет всячески поддерживать свободную и здоровую конкуренцию, проведет демонополизацию).
Если же на рынке складывается неблагоприятная ситуация из-за снижения покупательной способности населения либо по причине того, микро, малые и средние предприятия не могут конкурировать самостоятельно против крупных национальных и транснациональных компаний, тогда государство само должно выступать как мега-предприниматель или регулятивными методами снизить остроту ситуации, или же жесткими фискальными мерами ликвидировать наиболее вопиющие провалы рынка.
Успех смешанной экономики относится к состоянию, в котором частный сектор и государственный сектор дополняют друг друга, выполняя свои собственные функции в национальной экономике и содействуя функционированию всей экономики.