Понятие смешанной экономической системы
Смешанная экономика представляет собой тип организации экономической жизни, в результате которого земля и капитал находятся в частной собственности, при этом ресурсы распределяются посредством рынками, а также при существенном влиянии государства.
Появление смешанной модели экономики имеет отношение к тому, что рыночная экономика, не смотря на свою эффективность, не способна справиться с решением некоторых задач, которые необходимы обществу (к примеру, вопросы содержания армии, регулирования законодательства и пр.). Государство в этом случае в силах провести смягчение негативных последствий функционирования рыночных механизмов путем уменьшения слишком больших различий уровня благосостояния граждан, ущерба для окружающей среды от деятельности коммерческих предприятий и др.
Смешанная экономика характеризуется взаимным сочетанием частной собственности на большую долю экономических ресурсов с ограниченной государственной собственностью. Государство в этом случае принимает участие в решении основных экономических вопросов не посредством планов, а через централизацию в своем распоряжении некоторой доли экономических ресурсов.
Ресурсы в смешанной экономике распределяются с целью компенсирования некоторых слабостей рыночных механизмов.
Решение главных экономических вопросов в смешанной экономике
Смешанная экономика состоит из элементов рыночной экономики:
- Частная собственность,
- рынок ресурсов и товаров,
- частная хозяйственная инициатива.
Государство в смешанной модели экономики исполняет роль распределителя доходов и ресурсов, создавая общественные блага и ослабляя внешние эффекты.
Основа смешанной экономической системы - частная собственность с существующим (достаточно крупным) государственным секторов. В состав государственного сектора включены компании с капиталом, полностью или частично принадлежащим государству. Сами компании действуют по рыночным законам, директивное вмешательство государства в их деятельность исключено.
Основные экономические вопросы смешанной системы, главным образом, решаются рынками, распределяющими большую часть экономических ресурсов. При этом некоторая их доля подлежит государственной централизации и распределению для того, что бы осуществить компенсацию провалов (слабостей) рыночного механизма.
Любое общество всегда стремится к эффективному использованию всех имеющихся в его распоряжении ресурсов, для чего находит ответы на вопросы что, как и для кого производить:
- Вопрос о том, что производить, появился по причине ограниченности ресурсов, возможности выбора и существовании альтернативных издержек.
- Вопрос о том, как производить, возникает потому, что каждое государство, вне зависимости от технологического уровня, имеет в своем распоряжении относительно дешевые и дорогие ресурсы.
- Вопрос о том, для кого производить, является самым сложным, отражая общественное отношение к справедливости и экономическому равенству.
Сложность принятия решений по данным вопросам (что, как и для кого) характеризуется объективными ограничениями и необходимостью совершения выбора. Это можно отнести к любому обществу, вне зависимости от его политической системы и уровня развития. Различия между государствами заключаются лишь в методах распределения.
Распределение ресурсов в смешанной экономике
Смешанная экономика представляет собой промежуточную экономику (между чистой рыночной и командной экономикой). В условиях смешанной экономики живет большая часть мировых государств.
Масштабным вмешательством со стороны правительства характеризуются те государства, которые выбрали социалистический путь развития. Здесь совокупность факторов производства распределяется правительством, а продукты потребления выпускаются на рынки, при этом рыночные цены контролирует правительство.
В государствах, избравших капиталистическое направление, правительство также осуществляет вмешательство в экономику, подготавливая этим препятствия на пути развития рыночных отношений. Правительственное вмешательство связано с директивными ограничениями на некоторые цены и контролем некоторых производств.
Кроме вмешательства правительства, в этих государствах есть другие факторы, препятствующие рынку находиться в совершенных условиях:
- Затраты на информацию,
- Монопольная власть,
- Факторы внешнего характера,
- Общественные блага.
В реальной жизни совершенная информация о ценах на продукцию и на ресурсы не является свободным продуктом. Необходимы существенные расходы для получения этой информации и связанные с ней исследования. Многие потребители не обладают знаниями о технических характеристиках сложных изделий, поступающих в продажу, поэтому продавцы часто некомпетентны в этих вопросах.
Такая же проблема наблюдается на рынке ресурсов. Это проявляется в том, что рабочие не осведомлены об уровне зарплат и перспективе роста на конкурирующих предприятиях. По этим причинам решение о приобретении продукции или продаже фактора производства зачастую принимается не оптимальное, что нашло свое проявление в распределении ресурсов.
Власть монополий подразумевает возможность предприятий управлять ценами своей продукции на рынках. Стремясь к максимальной прибыли, монополии характеризуются тенденцией к установке цен больше, чем при свободной конкуренции, что приводит к перераспределению ресурсов в пользу монополии. Контроль монопольной прибыли - одна из причин вмешательства государства в ценовой механизм посредством законодательства и национализации.
Экономическая деятельность любого общества включает в себя социальные издержки (например, загрязнение, шум), не принимаемые во внимание предприятиями на этапе определения уровня цен. Существование данных издержек означает, что цены не полностью соответствуют реальной полезности, получаемой потребителями.