Понятие и сущность экономического роста
Экономический рост является неотъемлемой составляющей экономического развития, но не тождествен ему. Экономический рост проявляется в количественном улучшении состояния экономики страны, а экономическое развитие – еще и в качественном. В рамках страны рост предполагает увеличение объемов национального производства, которое приводит к росту показателя валового внутреннего продукта и, как следствие,к повышению уровня жизни населения страны.
Целью экономического роста является обеспечение устойчивых темпов наращивания национального производства. При этом его задачами выступают: использование государственных полномочий в процессе регулирования; обеспечение занятости населения; повышение уровня благосостояния населения; увеличение прибыльности отечественных предприятий, а также их конкурентоспособности на международном рынке; повышение доходов бюджета, в том числе за счет роста налогооблагаемой базы; расширение международного влияния; обеспечение социальной стабильности.
Экономический рост выражает, прежде всего, динамику роста национального производства на временном интервале и определяется с помощью расчетов двух групп показателей: количественных (общих и частных) и качественных. Общие количественные показатели это, в первую очередь, темпы прироста валового внутреннего продукта (в текущих ценах и на душу населения) и валового национального продукта, а также национального дохода. Частые количественные показатели – производительность труда, трудоемкость, фондоемкость и фондовооруженность. Качественные показатели экономического роста – степень инвестирования в формирование и развитие человеческого капитала, наличие социальной инфраструктуры, свободного времени у населения, экологическая безопасность и социальная защита населения.
Важнейшими принципами экономического роста являются устойчивость, стабильность, качество, применение инноваций, системный характер, возможность регулирования, многофакторность, экологическая безопасность.
Экономический рост на предприятии
На микроуровне экономический рост подразумевает увеличение объемов производства продукции за определенный период времени. Иногда экономический рост предприятия называют расширением масштабов его деятельности. Экономический рост в системном понятии рассматривается как интегральная оценка характеристик его деятельности: операционной, финансовой и инвестиционной, то есть с позиции роста продаж, стоимости компании и ее активов.
Основными показателями экономического роста на предприятии при условии неизменности воздействующих на него внешних факторов являются:
- Рентабельность продаж (то есть отношение получаемой предприятием прибыли к выручке от продаж);
- Объем продаж за базовый период;
- Темпы прироста объемов продаж в текущем году по сравнению с базовым;
- Отношение суммы активов к объему продаж;
- Коэффициент зависимости от внешнего финансирования (отношение заемного капитала к собственному);
- Коэффициент развития или доля прибыли, которая не распределяется на выплату дивидендов.
Экономическому росту на предприятии может способствовать множество факторов, таких как квалификация управляющего персонала, проводимая предприятием политика: дивидендная, финансовая, инвестиционная и маркетинговая, а также состояние рынка капитала. Успешная комбинация этих факторов порождает на предприятии экономический рост, который бывает различных видов.
Существует классификация экономического роста по нескольким признакам.
- Рынок сбыта товаров и услуг: внутренний или экспортно-ориентированный;
- Источники финансирования: за счет собственных источников, за счет внешних и за счет смешанных.
- Использование потенциала внутренних факторов роста: предельный, достижимый, устойчивый.
- Уровень инвестиционной активности: инвестиционный, восстановительный;
- Характер изменений: внешний и внутренний;
- Продолжительность: долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный;
- Эффективность способов достижения: сбалансированный и несбалансированный;
- Источники роста: экстенсивный и интенсивный;
- Изменение темпов: стабильный и нестабильный;
- Темпы в условиях инфляции: реальные и номинальные.
Стратегии экономического роста на предприятии
Стратегия экономического роста подразумевает несколько целей предприятия, объединенных способами их достижения. В экономической литературе существует множество типов стратегий достижения экономического роста на предприятии. Изучением данной проблемы занимались такие ученые как М. Портер, Дж. Кэхилл и др. В практической деятельности предприятий существует четыре основных стратегии экономического роста.
Функциональная стратегия, которая подразумевает рассмотрение в отдельности функциональных форм политики предприятия касаемо всех видов его деятельности: операционной, финансовой и инвестиционной.
Стратегия бизнес-единицы основана на обобщении функциональных стратегий.
Корпоративная стратегия – формируется на уровне корпораций, имеющих несколько направлений деятельности.
Стратегия группы компаний объединяет корпоративные стратегии.
В зависимости от способа комбинирования и выбора стратегических альтернатив выделяют следующие стратегии.
Стратегия расширения (ориентация на увеличение объемов производства, завоевание новых рынков сбыта или покупки уже существующих компаний) обычно требует больших капиталовложений и сопряжена с высокими рисками.
Стабилизационная стратегия (предприятие нацелено на сохранение объемов производства продукции или услуг и ориентируется на уже достигнутые результаты);
Стратегия экономии (пересмотр составляющих операционной деятельности компании и отказ от наименее прибыльных).
Смешанная стратегия (комбинация нескольких из перечисленных выше стратегических альтернатив).