Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сравнительный анализ монополистической конкуренции и олигополии

Понятие конкуренции

Определение 1

Конкуренция – это соперничество или борьба между субъектами хозяйствования за лучшие условия существования, факторы производства и рынки сбыта.

Конкуренция проявляется в рыночной модели хозяйствования вследствие того, что действующие экономические агенты обладают свободой и могут распоряжаться ей по своему усмотрению. Субъект хозяйствования стремится к увеличению дохода или получению выгоды. Интересы субъектов пересекаются в общем экономическом пространстве, что ведет к соперничеству. Например, предприятия конкурируют между собой за ресурсы и факторы производства, а также за покупателей. Чем больше выручка предпринимателя, тем стабильнее его положение на рынке. Он может удерживать позицию, конкурентные преимущества, которые обеспечат длительное существование фирмы.

Конкуренция имеет две формы:

  1. Совершенная конкуренция представляет собой состояние идеальной системы, в которой действует множество продавцов и покупателей, не способных оказывать значительное влияние на ее структуру. Каждый субъект имеет доступ к полной информации. Экономические агенты знают об уровне цен, динамике рынка, всех продавцах и покупателях. Власть не вмешивается в текущие процессы.
  2. Несовершенная конкуренция характеризуется асимметрией информации. Каждый субъект стремится повлиять на рынок, захватить большую его часть.

Совершенная конкуренция описывает идеальную систему, к которой необходимо стремится. Несовершенная конкуренция характерна для практической деятельности. Ее формами могут быть олигополия, монополия, монополистическая конкуренция, монопсония и олигопсония. В зависимости от числа участников и их рыночной власти определяется барьер входа на рынок, степень искажения информации, роль государственного регулирования.

Особенности олигополии и монополистической конкуренции

«Сравнительный анализ монополистической конкуренции и олигополии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Олигополия представляет собой тип рыночной структуры, где действует несколько продавцов. Самым ярким примером олигополии является мировая отрасль гражданского авиастроения, представленная двумя крупными компаниями Боинг и Аэробус. Олигополии могут проявляться в автомобилестроении, судостроении, производстве бытовой техники и так далее.

Отличительными особенностями олигополии можно назвать:

  1. Производимая продукция идентична продукции конкурентов.
  2. Отсутствие ценовой конкуренции.
  3. Высокие барьеры входа на рынок для новичков.
  4. Субъектами являются представители крупного бизнеса.
  5. Информированность участников рынка.

Сегодня сговор между олигополистами по вопросам цен строго запрещен законодательством большинства стран. Однако, они могут вступать в негласный сговор. Например, если новый игрок входит на рынок, чтобы не потерять свою долю, каждый олигополист снижает цены до уровня предельных издержек. Это усложняет вход новичка на рынок.

Монополистическая конкуренция характерна для рынка массового производства. Здесь каждый субъект имеет небольшую долю рынка. Он не может оказывать значительного влияния на структуру рынка, но при этом стремится максимизировать собственную долю. Барьеры входа невысоки. Каждый новый участник должен предложить новое свойство или характеристику товара-субститута. Основная задача субъектов монополистической конкуренции – сформировать образ бренда, который будет стимулировать покупателей совершать повторные покупки.

Выход на рынок монополистической конкуренции не требует существенных инвестиций. Предприятия могут быть небольшими по размеру и мощности. Однако, они должны уделять внимание дифференциации собственной продукции. Необходимо не только производить качественную продукцию, но и суметь переманить покупатель уже действующих на рынке компаний. Борьба между участниками осуществляется за счет неценовых изменений. К ним относят дифференциацию и усиление технических характеристик. Конкурентными преимуществами обладает та фирма, которая сможет соотнести затраты и доходы в пользу последних.

Сравнение монополистической конкуренции и олигополии

Монополистическая конкуренция и олигополия являются формами несовершенной конкуренции. Для них характерна асимметрия информации. Покупатели не обладают полными данными о каждом продавце. Продавцы так же могут пользоваться правом коммерческой тайны, ноу-хау, лицензиями и другими формами, позволяющими наращивать собственные преимущества на рынке.

Между олигополией и монополистической конкуренцией достаточно много различий. Прежде всего, в олигополии действует от 2 до 20 фирм. Как правило, это крупный бизнес, связанный с высокотехнологичными и технически сложными отраслями экономики. При монополистической конкуренции борьба осуществляется между небольшими производителями, каждый из которых имеет небольшую долю рынка. Они являются представителями массового производства.

Основная форма борьбы с новыми конкурентами в условиях монополии – изменение цены. Олигополисты делят между собой рынок сбыта, поэтому при изменении цены количество покупателей останется неизменным. Чтобы осложнить выход нового игрока на рынок, олигополисты устанавливают цену на уровне максимальных издержек. Монополистическая конкуренция практически не чувствительна к цене. Здесь эффективнее действуют неценовые методы борьбы. Участники делают упор на соотношение расходов и доходов, а также на выделение уникальных свойств и характеристик. Маркетинг становится основой для формирования лояльности покупателей.

Олигополия предполагает информированность продавцов и покупателей о текущем уровне цен и характеристиках, связанных с качеством товара. Монополистическая конкуренция, напротив, пользуется сокрытием информации для получения конкурентных преимуществ. В олигополии значительна роль государственного регулирования, так как власть сдерживает образование картелей, участвует в лицензировании, тендерах и других сферах работы крупного бизнеса. На рынке монополистической конкуренции влияние государства практически не ощущается. Рынок способен к саморегулированию.

Дата последнего обновления статьи: 31.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot