Сущность понятия «франшиза»
Франшиза – это тип рыночных отношений, складывающихся между субъектами хозяйствования, когда одна сторона передает другой право на определенный вид экономической деятельности.
Лицо, которое передает право, называется франчайзер, лицо, получающее право – франчайзи. Особенность франчайзинга заключается в том, что покупатель франшизы использует разработанную франчайзером бизнес-модель, технологии, сырье, товарный знак или бренд.
Сущность франчайзинга заключается в арендных отношениях. То есть франшиза регламентируется договорными отношениями. В структуре договора могут содержаться разные данные, но как правило в нем всегда указывается сумма к уплате со стороны франчайзи. В некоторых случаях требования к оплате могут отсутствовать, но тогда покупатель обязуется регулярно пользоваться товарами, услугами или работами франчайзера.
Отдельно могут оговариваться принципы пользования брендом. Франчайзи обычно оплачивает паушальный взнос, который представляет собой фиксированную сумму. Обычно стоимость его составляет около 10% расходов на запуск бизнеса.
Франчайзинг может быть прямым, обратным, мягким, субфранчайзингом или мастер-франшизой. Прямой подразумевает передачу прав с ограничением территории. Субфранчайзинг наделяет покупателя правом продавать франшизы третьим лицам. Мастер-франшиза отличается тем, что покупатель имеет только часть прав. Обратная франшиза предполагает отношения, где франчайзи берет товар на реализацию. Доход формируется в виде оборота предприятия. Мягкий франчайзинг отличается тем, что покупатель задействует в бизнесе лишь половину средств, вторую часть расходов берет на себя управляющая компания.
Таким образом, франчайзинг – это одна из форм предпринимательства, позволяющая одному лицу масштабировать бренд, а другому открыть дело без существенных капитальных затрат.
Условия франшиз на российском рынке товаров
Российское законодательство не использует термин «франчайзинг», но в нем предусмотрены методы оформления отношений, схожие с заданными параметрами. Самым часто встречающимся является договор коммерческой концессии.
Договор концессии представляет собой гибкую форму отношений, где продавец может устанавливать ограничения по территории и правам для покупателя, либо нет. То есть внутри договора обе стороны наделены свободой выбора при заключении отношений друг с другом. Сторонами могут выступать предприятия, частные лица, индивидуальные предприниматели.
Но у подобного вида договоров есть несколько недостатков, среди которых:
- Низкий уровень информационной защиты.
- Отсутствие гарантий в случае убыточности.
- Отсутствие защиты прав франчайзера.
- Солидарная ответственность за качество.
- Договор возможно изменить только при обоюдном согласии.
Все вышеперечисленные особенности делают договор концессии небезопасным для обеих сторон сделки. Поэтому могут применяться лицензионные договоры. Они представляют собой документы, которые передают право на результат умственной деятельности. Субъектами сделки выступают лицензиар и лицензиат. Здесь обе стороны могут быть физическими лицами. Чаще всего, предметом такого договора выступает нематериальное благо или интеллектуальная собственность. Как правило, он заключается сроком не более чем 5 лет, тогда как договор концессии заключается на бессрочный период.
На российском рынке наиболее популярными компаниями франчайзерами являются Макдональдс, бренд спортивной одежды Columbia, так же популярной формой является франшиза от X5 Retail, предоставляющих право реализации продукции сетям различных магазинов.
Условия франшиз на российском рынке услуг
Использование франшиз выгодно для обеих сторон сделки. Но прежде чем, предлагать франшизу, ее владелец должен полностью отшлифовать текущие бизнес-процессы, показать эффективность своего дела, привлечь интерес потенциальных инвесторов. Продажа франшиз не требует увеличения управляющего аппарата, а значит, не нагружает систему менеджмента. Такой подход позволяет снизить потребность в капитале. Каждый участник несет свои расходы самостоятельно. Правообладатель получает денежный поток, который позволяет ему вкладываться в собственную инфраструктуру. Благодаря продаже франшиз происходит быстрый рост масштабов предприятия. Особенно важно это становится для выхода за пределы страны. Растет объем продаж ключевой продукции, что положительным образом сказывается на выручке. Стабильность получаемого дохода позволяет планировать будущее. Так же предполагается сокращение расходов на рекламу и маркетинг.
Покупатель имеет возможность выбрать отрасль. За счет приобретения доступа к бренду и технологиям он существенно снижает риски, связанные с возможной невостребованностью услуги. Так же франчайзи приобретает возможность безопасно выйти на рынок. Ему не требуется проводить существенных затрат на продвижение и рекламу, так как он будет действовать под известным именем, которое говорит само за себя.
Есть доступ к данным и информации франчайзера, поэтому организация бизнес-процессов не потребует особого вмешательства, лишь проведение контроля над исполнением решений. Диверсификация деятельности в смежной отрасли может помочь расширить дело, при этом не понести существенных затрат.
Получается, что франшиза стала ответом на требования времени. Крупные компании смогли сократить расходы на открытие отдельных филиалов и дополнительных предприятий, а небольшие предприниматели получили доступ к рынку без необходимости сильно тратится.
Но у франшизы есть ряд недостатков. К ним относят потерю эксклюзивности. Помимо того, франчайзи могут со временем вырасти в серьезных конкурентов. Если же франчайзи будут вести бизнес недобросовестно, то это повлияет на бренд в целом. Франчайзи так же ограничены в своих действиях и обязаны учитывать в своих расходах платежи в пользу франчайзера.