Определение потребительского спроса
Потребительский спрос представляет собой величину спроса на потребительские товары в определенный временной период. При увеличении потребительского спроса, т.е. при увеличении числа «голосов потребителей», которые отданы за продукт, повышается прибыль отрасли, производящей данные продукты. Ключевое значение потребительского спроса состоит в возможности с его помощью определить, что производить для того, чтобы отрасль приносила прибыль.
Спрос является обобщающим термином, который описывает поведение как потенциальных, так и фактических покупателей товаров.
Платежеспособный спрос выражается в представленной на рынке потребности в товарах, которая определяется количеством той или иной продукции, которую потребители в состоянии приобрести при действующих ценах и объемах доходов.
Тот объем конкретной продукции, которую отдельный покупатель или же группа покупателей, общество в целом хотят приобрести определяется как количество продукции, на которую предъявлен спрос (величина спроса). Данное количество не всегда совпадает с количеством реально приобретенного товара покупателем. Объем спроса определяется за определенный промежуток времени (в день спрос предъявляется на одно количество продукции, в месяц – на другое и т.д.) и для конкретного числа потребителей.
Количество продукции, для которого предъявляется спрос, зависит от следующих факторов:
- Цены товаров и услуг;
- Доходов потребителей;
- Предпочтений покупателей;
- Распределения доходов между домохозяйствами;
- Цен на товары –заменители;
- Общего числа покупателей данного продукта или же услуги;
- Инфляционных ожиданий.
Особенности потребительского спроса
Чтобы выделить особенности потребительского спроса, прежде необходимо определить его истоки. Все жители являются потребителями каких-либо товаров. Набор продуктов, которые человек использует каждый день, носит название потребительская корзина.
Стандартная потребительская корзина включает:
- Социально значимые товары (продукты питания и т.д.);
- Непродовольственные товары (лекарства, белье, одежда и т.д.);
- Различные услуги.
Спрос, являясь важнейшей составляющей рыночных отношений, отражает потребность населений в тех или иных товарах или услугах.
Цена, спрос и предложение являются фундаментальными элементами построения рыночных отношений продавцами и потребителями. Товарно-денежные отношений выстаиваются на основании купли/продажи или обмена товарами. Влияние цены, спроса и предложения.
Основа покупательского спроса – это основные и дополнительные потребности жителей. Их отсутствие делает невозможным возникновение спроса, а следовательно и предложения, и рыночных взаимоотношений.
Спрос можно классифицировать по следующим признакам:
- Индивидуальный спрос, который отражает возможности и потребности отдельных потребителей;
- Рыночный спрос, состоящий из суммарных показателей, показывающих потенциальных покупателей того или иного товара;
- Потребительский спрос – это спрос на предметы потребления. Прямо зависит от доходов населения, а также возможности кредитных организаций выдавать займы. Данный вид спроса образует вкусы и предпочтения общества;
- Производственный спрос – платежеспособный спрос на производственные факторы.
По степени удовлетворения спрос подразделяется на:
- Реальный – это единица продукции, реализованная за определенный временной промежуток. При этом объемы фактической реализации товаров могут выражаться в натуральных или стоимостных показателях;
- Удовлетворенный – основная часть потребностей, характеризуемая платежеспособностью. Данная единица ниже реального спроса на неудовлетворенный спрос.
- Неудовлетворенным спросом является потребность в товарах, которая не удовлетворена по определенным причинам. Такими причинами могут быть отсутствие товара, ненадлежащее качество, высокая цена и др.
Неудовлетворенный спрос в свою очередь может быть явным, когда покупатель в состоянии приобрести товар, но не делает это по ряду причин; скрытым, когда товары, приобретаемые покупателями, не отвечают их требованиям; отложенным – приобретение товара откладывается из-за его высокой стоимости или же покупка назначена на определенный период.
На формирование покупательского спроса оказывают влияние неценовые факторы, такие как:
- Колебания доходов, получаемых населением;
- Изменения цен на товары-заменители;
- Государственная экономическая политика;
- Смена личных потребительских предпочтений.
В зависимости от намерений покупателей спрос может быть:
- Устойчивым – сюда относятся товары ежедневного потребления (продукты питания, средства личной гигиены и т.д.);
- Альтернативным – его формирование происходит в процессе покупки той или иной продукции, на покупательский выбор может оказать влияние ассортимент предлагаемых товаров;
- Импульсным – его возникновение происходит под воздействием личности продавца, расстановки товаров, рекламы, акций. Чаще такой вид спроса проявляется при продвижении нового товара.
Сущность рынка потребительских товаров
Рынок потребительских товаров представляет собой организованную систему, в которой спрос потребителей на товары встречается с различными предложениями продавцов. Потребительский рынок – это фундаментальная структура национальной экономики. Она позволяет создавать оптимальные условия воспроизводства продукции, обеспечивать эффективность торговых взаимоотношений между рыночными агентами, удовлетворять спрос потребителей в конкурентной среде.
Потребительский рынок является центральной системой рыночной экономики, которая способствует свободному товарообороту на различных уровнях: локальном, региональном, национальном.
Основными отраслями потребительского рынка являются:
- Рынок продовольственных товаров;
- Рынок непродовольственных товаров;
- Рынок услуг;
- Рынок жилья.