Факторы, влияющие на потребительский спрос в современной экономике
Чтобы изучать и прогнозировать потребительский спрос, следует большое внимание уделять влияющим на него факторам. Однако, мнения экономистов расходятся в том, какие факторы относятся к определяющим и регулирующим, а какие нет. Единой классификации таких факторов также не существует. Исследователь Л. Ф. Столмов предложил следующую классификацию факторов, которые формируют покупательский спрос:
- Экономические факторы;
- Демографические;
- Социальные;
- Природные;
- Естественные;
- Общие и частные.
Другой ученый А. И. Левин полагает, что факторы необходимо классифицировать по различным признакам:
- По природе появления;
- По степени влияния на спрос;
- По характеру влияния на уровень спроса;
- По возможности смены влияния;
- По времени влияния на спрос.
Другие экономисты разделяют факторы спроса на стоимостные и нестоимостные.
Несмотря на то, что единое мнение отсутствует, четкая классификация факторов, оказывающих влияние на спрос, необходима для разработки эффективных методов его регулирования. Среди множества факторов ключевое место занимают экономические, куда входят финансовые доходы населения, масштабы производства, величина и структура предложения, уровень развития торговли, средний ценовой индекс, наличие у населения предметов потребления.
Среди финансовых доходов населения принято выделять:
- Общие средства, которые складываются из доходов всех членов семьи. Доход семьи позволяет определять уровень и структуру спроса на товары. При низких доходах семьи предпочтение в спросе отдается продуктам первой необходимости.
- Источники поступления финансовых средств: стипендии, социальные выплаты, пособия, пенсии и т.д. Структура и общий объем спроса также зависит от размеров каждого источника.
- Миграцию финансовых средств. Особенно остро это проявляется в курортных районах. При помощи исследования причин, объемов, сроков миграции можно оказывать влияние на них, тем самым изменяя условия предложения товаров, совершенствуя оборудование и т.д.
- Накопление денежных средств. Сбережение денег образует отложенный спрос, который связан с отсутствием необходимых товаров, их высокой ценой, возможностью замены устаревших предметов быта и т.д.
- Организацию обращения денег. Влияние на спрос, чаще всего на товары первой необходимости, оказывают регулярность, сроки, налаженность кассовых операций.
Чтобы сформировать представление о воздействии на величину спроса производственного процесса, необходимо выделять:
- Производственную отраслевую структуру, которая позволяет отображать реальные возможности удовлетворения спроса на товары по видам;
- Уровень производственной организации, от которого зависит образование денежных доходов потребителей;
- Производственную специфику, которая включает специализацию, технологии, сезонность, влияющие на особенности спроса;
- Научно-технический прогресс, которые способствует повышению спроса на более современные средства потребления.
Уровень спроса и вопросы его удовлетворения отражаются в показателях развития сферы торговли. Основными из них являются:
- Общий объем товарного оборота, который отражает развитие спроса;
- Продажа продукции на душу населения, показывающая развитие спроса;
- Товарная структура товарооборота. Информация о темпах продажи показывает изменения в спросе на продукты по категориям и т.д.
Таким образом, на спрос потребителей влияют многие факторы, такие как цена, доходы, качество товаров, уровень производства, модные тенденции и т.д. Все из них оказывают свое воздействие через потребительское поведение. Итогом является формирование потребительского спроса, т.е. взаимосвязи возможностей и потребностей, что необходимо учитывать при исследовании рынка и экономического состояния в целом для осуществления эффективных управленческих решений.
Кривая индивидуального спроса
Чтобы построить кривую спроса отдельного потребителя, необходимо на графике кривых безразличия, представляющих собой различные наборы двух продуктов, отметить линию ограничения бюджета для данного потребителя, которая используется для отражения множества доступных человеку наборов товара. На рисунке 1 представлено получение кривой для индивидуального спроса.
Рисунок 1. Кривая индивидуального спроса. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ
На рисунке отражено изменение оптимума потребителя при неизменных предпочтения, изменении цены продукта $X$ и прежнем уровне дохода. В данном случае цена продукта $X$ снижается до $P_{x1}$, а бюджетная линия $CD$ обращается вокруг точки $C$ влево и занимает положение $CD_1$. Теперь потребитель может приобрести больше товаров $X$, при этом ему становятся доступны другие, более высокие кривые безразличия. Перемещение оптимума потребителя из точки $A$ в $B$ является основой построения кривой индивидуального спроса $D$.
Кривая рыночного спроса
Чтобы построить кривую рыночного спроса, следует знать все индивидуальные кривые потребителей рынка. Кривая рыночного спроса на товар отражает различное количество данного товара, которое население желает или способно купить по альтернативным ценам в данный момент времени, а также при других факторах, влияющих на поведение потребителей, и остающихся неизменными.
Кривая рыночного спроса показывает соотношение цены и количества товаров, на которые потребители предъявляют спрос. Ее построение выражается в суммировании количества товара, которое способны или желают приобрести покупатели при конкретных ценах. На рисунке 2 отражено получение кривой рыночного спроса, при рассмотрении рынка трех покупателей.
Рисунок 2. Кривая рыночного спроса. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ
$Q_1$ в данном случае равняется сумме $q_{a1}, q_{b1}, q_{c1}$, а $Q_2$ – сумме $q_{a2}, q_{b2}, q_{c2}$.
Так как кривая индивидуально спроса понижается вправо, то и кривая рыночного спроса должна снижаться вправо.