Понятие потребительского спроса
В экономике под потребительским спросом принято понимать величину спроса на предметы потребления в определенный временной промежуток. Иначе говоря, это платежеспособная потребность населения страны в потребительских товарах.
В основе потребительского спроса лежит два основополагающих фактора. Первый из них связан с предпочтениями потребителей (физических лиц и домашних хозяйств), а второй определяется их платежными возможностями, то есть фактической способностью к приобретению интересующей их продукции.
Потребительский спрос служит основой рыночных отношений и отражает текущее состояние развития общественных потребностей. Его значение одинаково важно как на микро-, так и на макроуровнях, то есть как для отдельно взятых товаропроизводителей, так и для государства в целом. Именно поэтому вопросам его анализа и прогнозирования уделяется особое внимание. Рассмотрим их особенности более подробно.
Особенности анализа потребительского спроса
Анализ потребительского спроса предполагает необходимость изучения его объема и структуры, предпочтений потребителей и их платежных возможностей, а также оценки иных факторов, влияющих на спрос. Основной целью проведения подобного анализа выступает прогнозирование емкости рынка и последующее прогнозирование изменения величины, структуры и характера спроса на потребительские товары.
В процессе анализа потребительского спроса решается множество различных задач. Основными из них выступают определение потребительских предпочтений, оценка платежеспособности населения, изучение величины и структуры спроса и пр.
В основе анализа потребительского спроса всегда лежит системный подход. Это означает, что потребительский спрос рассматривается в качестве составного элемента рыночной среды. На микроуровне (то есть на уровне отдельно взятых товаропроизводителей) для его анализа используются такие инструменты, как:
- сплошной количественно-суммовой учет реализации продукции и ее остатков;
- выборочный учет движения товаров по ассортименту;
- социологические опросы;
- вне учётные источники информации;
- данные информационно-маркетинговых центров.
На макроуровне используется статистическая информация, данные маркетинговых исследований и поросов, мнения экспертов.
В процессе анализа потребительского спроса могут быть использованы различные научные методы, Основными из них считаются индексный метод, метод экстраполяции и методы математического моделирования.
Основой индексного анализа потребительского спроса выступает изучение и оценка относительных динамических показателей, которые выражают отношение фактического уровня спроса на потребительскую продукцию и его отдельных характеристик в отчетном периоде к их уровню в базисном периоде.
Методы экстраполяции предполагают необходимость проведения статистического анализа временных рядов. С их помощью на основе тенденций прошлого и настоящего осуществляются последующие прогнозы темпов роста потребления.
Методы математического моделирования неразрывно связаны с необходимостью учета корреляции между потребительским спросом и факторами, оказывающими влияние на его величину.
Особенности прогнозирования потребительского спроса
Под прогнозированием потребительского спроса следует понимать научное предвидение общей величины и структуры спроса на потребительскую продукцию, которые в прогнозом периоде, при соблюдении определённых условий изменения предложения товаров и платежеспособности населения, могут быть предъявлены потребителями на рынке.
Прогнозирование потребительского спроса служит фундаментом разработки рациональной политики государственного регулирования товарного обращения и основой выработки стратегий развития торговых и производственных предприятий. В то же время сам процесс прогнозирования осложняется высокой степенью волатильности внешней среды и непредсказуемостью ее изменений. Все эти трудности в совокупности с высокой степенью критичности совершения ошибок в прогнозах требуют тщательности процесса прогнозирования потребительского спроса.
Прогнозирование потребительского спроса отличается многовариантным характером и предполагает необходимость построения поливариантных прогнозов с последующим выбором наиболее оптимального из них.
Процесс прогнозирования потребительского спроса осуществляется последовательно. Его основными этапами выступают:
- подготовка и обработка исходной информации для совершения прогнозных расчетов;
- разработка гипотез касательно предполагаемых социально-экономический условия развития спроса в прогнозируемом периоде;
- расчёт прогноза на перспективу;
- оценка полученных результатов прогнозирования спроса и разработка правил их возможной корректировки.
Прежде чем приступить к прогнозированию потребительского спроса следует определить горизонт прогноза, то есть тот временной период, на который этот самый прогноз составляется.
В основе процесса прогнозирования потребительского спроса лежит сложная методологическая основа. Основные методы прогнозирования, наиболее часто применяемые на практике, представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Методы прогнозирования потребительского спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Каждый метод имеет свои особенности. В основе простой экстраполяции лежит перенесение посредством анализа динамических рядов настоящих и прошлых тенденций в развитии структуры и объема потребительского спроса на будущий период.
Экономико-математические методы опираются на экономико-математическое моделирование.
Нормативные методы предполагают необходимость использования показателей рационального потребления материальных благ.
В основе методов экспертных оценок лежит оценка тенденций развития потребительского спроса, представленных экспертами, имеющими богатый опыт научной и практической деятельности в сфере рынка потребительских товаров.
Так или иначе, вся совокупность методов прогнозирования потребительского спроса условно может быть разделена на две группы:
- эвристические методы;
- экономико-математические методы.
Методы первого типа используют для формирования прогнозов подходы, не изложенные в явной форме и неотделимые от лиц, составляющих прогноз. Методы второго типа предполагают четкую формулировку прогнозных подходов и способность их воспроизведения другими лицами.