Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Анализ и прогнозирование потребительского спроса

Понятие потребительского спроса

Определение 1

В экономике под потребительским спросом принято понимать величину спроса на предметы потребления в определенный временной промежуток. Иначе говоря, это платежеспособная потребность населения страны в потребительских товарах.

В основе потребительского спроса лежит два основополагающих фактора. Первый из них связан с предпочтениями потребителей (физических лиц и домашних хозяйств), а второй определяется их платежными возможностями, то есть фактической способностью к приобретению интересующей их продукции.

Потребительский спрос служит основой рыночных отношений и отражает текущее состояние развития общественных потребностей. Его значение одинаково важно как на микро-, так и на макроуровнях, то есть как для отдельно взятых товаропроизводителей, так и для государства в целом. Именно поэтому вопросам его анализа и прогнозирования уделяется особое внимание. Рассмотрим их особенности более подробно.

Особенности анализа потребительского спроса

Анализ потребительского спроса предполагает необходимость изучения его объема и структуры, предпочтений потребителей и их платежных возможностей, а также оценки иных факторов, влияющих на спрос. Основной целью проведения подобного анализа выступает прогнозирование емкости рынка и последующее прогнозирование изменения величины, структуры и характера спроса на потребительские товары.

В процессе анализа потребительского спроса решается множество различных задач. Основными из них выступают определение потребительских предпочтений, оценка платежеспособности населения, изучение величины и структуры спроса и пр.

В основе анализа потребительского спроса всегда лежит системный подход. Это означает, что потребительский спрос рассматривается в качестве составного элемента рыночной среды. На микроуровне (то есть на уровне отдельно взятых товаропроизводителей) для его анализа используются такие инструменты, как:

  • сплошной количественно-суммовой учет реализации продукции и ее остатков;
  • выборочный учет движения товаров по ассортименту;
  • социологические опросы;
  • вне учётные источники информации;
  • данные информационно-маркетинговых центров.
«Анализ и прогнозирование потребительского спроса» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

На макроуровне используется статистическая информация, данные маркетинговых исследований и поросов, мнения экспертов.

В процессе анализа потребительского спроса могут быть использованы различные научные методы, Основными из них считаются индексный метод, метод экстраполяции и методы математического моделирования.

Основой индексного анализа потребительского спроса выступает изучение и оценка относительных динамических показателей, которые выражают отношение фактического уровня спроса на потребительскую продукцию и его отдельных характеристик в отчетном периоде к их уровню в базисном периоде.

Методы экстраполяции предполагают необходимость проведения статистического анализа временных рядов. С их помощью на основе тенденций прошлого и настоящего осуществляются последующие прогнозы темпов роста потребления.

Методы математического моделирования неразрывно связаны с необходимостью учета корреляции между потребительским спросом и факторами, оказывающими влияние на его величину.

Особенности прогнозирования потребительского спроса

Определение 2

Под прогнозированием потребительского спроса следует понимать научное предвидение общей величины и структуры спроса на потребительскую продукцию, которые в прогнозом периоде, при соблюдении определённых условий изменения предложения товаров и платежеспособности населения, могут быть предъявлены потребителями на рынке.

Прогнозирование потребительского спроса служит фундаментом разработки рациональной политики государственного регулирования товарного обращения и основой выработки стратегий развития торговых и производственных предприятий. В то же время сам процесс прогнозирования осложняется высокой степенью волатильности внешней среды и непредсказуемостью ее изменений. Все эти трудности в совокупности с высокой степенью критичности совершения ошибок в прогнозах требуют тщательности процесса прогнозирования потребительского спроса.

Замечание 1

Прогнозирование потребительского спроса отличается многовариантным характером и предполагает необходимость построения поливариантных прогнозов с последующим выбором наиболее оптимального из них.

Процесс прогнозирования потребительского спроса осуществляется последовательно. Его основными этапами выступают:

  • подготовка и обработка исходной информации для совершения прогнозных расчетов;
  • разработка гипотез касательно предполагаемых социально-экономический условия развития спроса в прогнозируемом периоде;
  • расчёт прогноза на перспективу;
  • оценка полученных результатов прогнозирования спроса и разработка правил их возможной корректировки.

Прежде чем приступить к прогнозированию потребительского спроса следует определить горизонт прогноза, то есть тот временной период, на который этот самый прогноз составляется.

В основе процесса прогнозирования потребительского спроса лежит сложная методологическая основа. Основные методы прогнозирования, наиболее часто применяемые на практике, представлены на рисунке 1.

Методы прогнозирования потребительского спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Методы прогнозирования потребительского спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Каждый метод имеет свои особенности. В основе простой экстраполяции лежит перенесение посредством анализа динамических рядов настоящих и прошлых тенденций в развитии структуры и объема потребительского спроса на будущий период.

Экономико-математические методы опираются на экономико-математическое моделирование.

Нормативные методы предполагают необходимость использования показателей рационального потребления материальных благ.

В основе методов экспертных оценок лежит оценка тенденций развития потребительского спроса, представленных экспертами, имеющими богатый опыт научной и практической деятельности в сфере рынка потребительских товаров.

Так или иначе, вся совокупность методов прогнозирования потребительского спроса условно может быть разделена на две группы:

  • эвристические методы;
  • экономико-математические методы.

Методы первого типа используют для формирования прогнозов подходы, не изложенные в явной форме и неотделимые от лиц, составляющих прогноз. Методы второго типа предполагают четкую формулировку прогнозных подходов и способность их воспроизведения другими лицами.

Дата последнего обновления статьи: 22.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot