Международная миграция – это переселение трудоспособного населения из одного государства в другое продолжительностью более чем на год, которое вызвано экономическими или иными причинами.
Состояние и тенденции развития трудовой миграции в мире
Важнейший фактор, обусловливающий современную глобальную миграцию, связан с диспропорцией демографического развития. В последние годы население продолжает интенсивно увеличиваться.
Лидерами по численности мигрантов стали страны Азии, на которые приходится более 80 млн. мигрантов. В европейских странах проживает около 77 млн. мигрантов, в странах Северной Америки находятся около 18 млн. мигрантов, а в Африке более 10 млн. человек.
Сегодня страны, принимающие большой поток экономических мигрантов, применяют различные стратегии их отбора:
- Использование балльной системы, позволяющей по нескольким критериям оценивать необходимость прибытия в страну тех или иных специалистов.
- Регулирование притока мигрантов через работодателя, который определяет необходимость конкретного работника с определенной квалификацией и заключает с ним трудовой договор. Для мигранта в дальнейшем это подразумевает возможность претендовать на оформление документов на проживание и работу в этой стране.
- Контроль потока мигрантов на этапе оформления документов на визу, когда находясь еще в своей стране, потенциальные экономические мигранты претендуют на получение различных типов виз, включая те, которые позволяют имкакое-то время работать в другой стране.
Перечисленные стратегии могут реализоваться на практике как в самостоятельной форме, так и в сочетании друг с другом.
Современные проблемы регулирования миграционных процессов
Миграционная политика характеризуется двойственностью, эта тенденция все более становится результатом современного этапа развития международной миграции. Многие развитые страны по отношению к международным мигрантам проводят все более жесткую и строго регламентированную миграционную политику, в которой включается система специальных мер, международных соглашений и законодательных актов в сфере регулирования миграционных процессов для достижения определенных экономических, демографических, геополитических и других целей.
Для современного этапа развития мировой экономики можно выделить международный, региональный и национальный уровни миграционной политики. Двойственный характер отчетливо проявляется на каждом уровне миграционной политики:
- на международном уровне двойственность становится результатом противоречий между основными интересами международных организаций и интересами отдельных стран;
- на региональном или межгосударственном уровне существуют противодействующие тенденции либерализации миграционных режимов в региональных интеграционных союзов и ужесточения миграционной политики в части граждан третьих стран (не входящих в данное объединение);
- на национальном уровне существуют противоречия демографических и экономических интересов, с одной стороны, и соображений социальной и политической безопасности, с другой).
Международная миграционная политика подразумевает то, интересам международных организаций или международного сообщества в целом часто противоречат национальные интересы отдельных государств. Вследствие этого множество принятых на международных конференциях документов и резолюций долгие годы могут оставаться не вступившими в силу из-за того, что их ратифицировало лишь незначительное число стран-участников таких договоров. Двойственный характер международной миграционной политики на региональном уровне выражается в нескольких аспектах:
- В современном мире активно развиваются процессы региональной интеграции и либерализации миграционной политики, в рамках отдельных региональных союзов увеличивается «прозрачность» границ, что обеспечивает свободу перемещения рабочей силы и населения стран-участниц сквозь государственные границы внутри таких союзов. Вместе с тем, многие страны мира принимают все более жесткие меры по отношению к иммигрантам из «третьих стран», что связано с разными аспектами обеспечения национальной безопасности (борьба с угрозой международного терроризма, повышение защищенности национального рынка труда).
- Задачи и интересы интеграционного объединения часто не совпадают или даже противоречат интересам его государств-членов. К примеру, Великобритании с момента ее вхождения в зону ЕС в 1973 году имела особые ограничительные меры миграции, что впоследствии отразилось в отказе от подписания Шенгенского соглашения. Для североамериканской зоны свободной торговли (США, Канада, Мексика) значительно упрощено передвижение трудящихся-мигрантов между Канадой и США, тогда как возможность трудовой миграции граждан Мексики в данные страны существенно ограничена.
Важной проблемой международной миграции становится двойственная миграционная политика государств, что зачастую приводит к непредсказуемым последствиям: двойственная политика, призванная контролировать последствия, не способна контролировать внутренние процессы нахождения граждан другого государства. Так, рост числа мигрантов в США из стран Латинской Америки способствовал увеличению преступности. Кроме того, многие страны понимают, что впоследствии, множество рабочих мест и конкуренция в бизнесе будут заняты иммигрантами. Это может привести к снижению качества жизни, прежде всего, местного населения.
Самые большие проблемы международной миграции связаны с ее непосредственными причинами. Мотивы миграции носят субъективный характер и могут быть связаны с желанием улучшить свое экономическое положение или занимать перспективное положение в другой стране.
Влияние мирового экономического кризиса на миграцию
В настоящее время можно говорить о следующих негативных последствиях влияния экономического кризиса на международных мигрантов:
- сокращение занятости в строительстве, обрабатывающей промышленности, розничной торговле и туризме;
- ухудшение условий труда и сокращение заработной платы из-за стремления работодателей к снижению затрат на рабочую силу;
- опасные проявления дискриминации международных мигрантов;
- увеличение незаконной миграции и усиление позиций неформального сектора экономики.