Социальные инвестиции: понятие и значение
В современных условиях социальные инвестиции становятся мощным рычагом мирового развития. Социальная сфера экономики в лице государственных и общественных институтов направлена на обеспечение социальных потребностей граждан страны и повышение их качества.
Социальные инвестиции – это один из видов социальной активности бизнеса. Это материальные или нематериальные ресурсы предприятия, которые направлены на реализацию социальных программ. Эти программы разработаны на основе интересов всех сторон в целях получения определенного социально-экономического эффекта.
Вложения в социальную сферу – это и есть социальные инвестиции. Это финансирование объектов социального значения для получения дохода в будущем и достижения необходимого социального эффекта посредством улучшения качества жизни населения, удовлетворяя их нужды и запросы.
Объектами социальных инвестиций являются активы, которые имеют отношение к повседневной социальной жизни:
- ресторанная и гостиничная индустрия;
- торговля;
- финансовые услуги;
- ремонт и обслуживание автомобильного транспорта и приборов;
- услуги здравоохранения;
- образование;
- спорт и отдых и т.д.
Социальные инвестиции представляются в виде совокупности расходов компании на различные специальные программы. Это затраты на развитие навыков персонала: профессиональную подготовку и переподготовку, охрану здоровья, труда и другие. Социальные инвестиции ориентированы на улучшение состояния экологии, обеспечение добросовестной коммерческой практики, содействие местным сообществам.
Социальные инвестиции не являются популярным способом вложения средств, но многие предприятия, особенно крупные и градообразующие оказывают содействие развитию социальной сферы. Это долгосрочные вложения в нематериальные фонды компаний. Кроме этого они способствуют созданию благоприятного имиджа в глазах общественности.
В западной и отечественной практике отмечается положительное влияние социальных инвестиций на экономику страны и на деятельности предприятий:
- стабильность коммерческой сферы;
- расширение рыночной сферы;
- рост рыночной стоимости компании в перспективе;
- увеличение финансовых показателей;
- снижение операционного риска;
- рост производительности труда;
- рост продаж;
- снижение расходов на кадровые вопросы.
Типы социальных инвесторов
Социальные инвесторы – это участники или субъекты рынка социальных инвестиций. Это различные юридические лица, а также и физические.
К ним относятся:
- инвестиционные банки и фонды;
- созданные ВУЗами, медицинскими и религиозными организациями фонды;
- государственные и негосударственные пенсионные фонды;
- негосударственные финансовые организации по кредитованию населения;
- банки, занимающиеся социально-ответственным инвестированием;
- страховые компании;
- аналитические компании в сфере социального инвестирования.
Каждый субъект преследует свою инвестиционную цель. Цель государства – это увеличение общего уровня национального дохода населения, а также повышение благосостояния. Для коммерческих структур главное извлечь личную выгоду. А некоммерческие предприятия стремятся к удовлетворению материальных, духовных и социальных потребностей людей.
Инвесторы могут участвовать в организации выставок различных социальных программ. Как дилер, инвестор может принимать участие и в маркетинговой деятельности компании. При организации создается специальная структура – департамент социального инвестирования. Это подразделение курирует социальные проекты и занимается реализацией инвестиционных продуктов.
В отличие от традиционных социальные инвесторы при принятии решений оценивают не только ожидаемый финансовый результат и степень риска, но и ожидаемое социальное воздействие. Эффективное решение социальной проблемы может повлиять на рентабельность предприятия.
Преимущества социального инвестирования для инвесторов: быстрорастущий рынок; микрофинансирование социальных проектов дает финансовую отдачу на среднерыночном уровне; передача социальных функций государства частным компаниям на аутсорсинг; возможность диверсифицировать риски при применении подхода «оплата за услугу».
Проблемы социального инвестирования в России
Для многих российских предприятий социальные инвестиции не представляют интереса. Причина кроется в непонимании смысла и значения такого вложения средств. Но постепенно практика набирает обороты, и социальное инвестирование внедряется в бизнес-среду. Компании начинают понимать, что социальные инвестиции – это практическая форма реализации корпоративной социальной ответственности.
Реализация социальной политики происходит на основе значительного количества информации по различным социальным программам, которые направлены на стратегию развития предприятия. Выделяют два направления инвестирования: внутреннее и внешнее. К внутренним вложениям относятся инвестиции в развитие кадрового состава и охраны его здоровья. А внешние инвестиции направлены на местное сообщество, потребителей, деловых партнеров и экологию. Практика показывает, что компании больше времени и сил уделяют внутреннему инвестированию.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются российские компании и государство в сфере социального инвестирования, рассматриваются в контексте двух аспектов: качественного и количественного. Первый – это оценка совокупности социальных инвестиций, а второй предусматривает расчет денежных средств, которые потрачены на реализацию социально-общественных проектов.
Проблемы социального инвестирования в России:
- непонимание сущности самого понятия;
- отсутствие правил и требования по организации вложений, несовпадений целей и мотивов внутри предприятий;
- отсутствие государственного регулирования социальной отчетности;
- публичность работы компаний.