Теоретические и нормативно-правовые основы социального предпринимательства
Начиная со второй половины 2000-х годов в России системным образом начало развиваться такое специфичное направление деловой активности, как социальное предпринимательство. Его развитие было спровоцировано тем, что в нашей стране после рыночных преобразований появилось множество частных субъектов хозяйствования. Часть из них как раз-таки и стала заниматься стимулированием социально ориентированной предпринимательской деятельности, в частности, благодаря развитию инфраструктуры, разработке и продвижению теоретической базы социального предпринимательства.
Возникновение нового социально-экономического явления и соответствующего ему вида деятельности, в котором была занята немалая часть населения, потребовало от государства законодательного урегулирования данной области общественных отношений. Отечественные законодатели внесли соответствующие поправки в гражданское и предпринимательское законодательство, в котором, в том числе, было введено следующие понятие.
Социальным предпринимательством - это разновидность предпринимательской деятельности, которая направлена на достижение общественно полезных целей, что в результате должно привести к решению социальных проблем граждан и общества.
Хозяйствующий субъект, который осуществляет деятельность в сфере социального предпринимательства, является социальным предприятием. Для его признания таковым он должен удовлетворять ряду требований. В данном случае, речь идёт про соответствие хозяйствующим субъектом следующим условиям:
- обеспечивает занятость инвалидов, пенсионеров, одиноких и многодетных родителей, ранее судимых, малоимущих граждан, выпускников детских домов, беженцев и вынужденных переселенцев, бомжей и др.;
- обеспечивает реализацию производимых гражданами перечисленных выше категорий товаров (работ, услуг);
- занимается оказанием услуг в сфере обеспечения семейного воспитания детей, дошкольного и общего образования, обучения добровольцев (волонтеров), отдыха и оздоровления детей, развития межнационального сотрудничества, культурно-просветительской деятельности, медицинской и социальной помощи обучающимся;
- осуществляет деятельность по производству товаров (работ, услуг) в сферах поддержания и сохранения здоровья, реализации медицинской техники, трудоустройства, дополнительного образования, организации «безбарьерной» среды, психологической поддержки.
Стоит отметить, что социальным предпринимательством не может быть признана деятельность по производству и реализации подакцизных товаров, а также по добыче и реализации полезных ископаемых.
Действующим в России законодательством гарантируется оказание социальным предприятиям поддержки. Эта поддержка может быть выражена как финансовая, имущественная, информационная, консультационная и методическая поддержка, содействие в поиске деловых партнеров, организация профессионального обучения работников социальных предприятий.
Текущее состояние и проблемы социального предпринимательства в России
По данным на 2020 год, социальным бизнесом занимаются не более 1 % российских предпринимателей. В абсолютном выражении значение этого показателя составляет около 6,8 тысяч предприятий. Для сравнения, в Западной Европе к данной категории бизнеса относится 25%.
Вклад социальных предприятий во внутренний валовый продукт Российской Федерации составляет всего 0,36%. Стоит отметить, что три четверти социальных предпринимателей в России являются женщинами, а к категории молодёжи (лиц в возрасте от 18 до 35 лет) относятся две трети действующих социальных предприятий.
Результаты международных исследований в области социального предпринимательства свидетельствуют о том, что в Российской Федерации лучше, чем в других странах мира, созданы условия для того, чтобы обеспечивать себя, если заниматься социальным бизнесом, а государство оказывает социальным предприятиям всестороннюю поддержку. В то же время было отмечено, что отечественные социальные предприниматели испытывают проблемы с созданием и регистрацией хозяйствующих субъектов, с привлечением специалистов высокого уровня и с реализацией товаров и услуг корпоративному сектору.
Помимо перечисленных выше трудностей, выявленных иностранными исследователями, отечественные эксперты утверждают, что в сфере российского социального предпринимательства существуют следующие проблемы:
- проблема теоретической базы – отсутствует глубоко разработанная методологическая основа организации и функционирования социальных предприятий, не до конца оформлена и не сильно распространена теория социального предпринимательства, недостаточная информированность и просвещённость граждан;
- проблема репрезентативности – считается, что более активными в сфере социального предпринимательства являются эксперты и государственные органы, а не рядовые граждане;
- проблема тиражирования – функционирование социальных предприятий во многом базируется на энергии, харизме и других личных качествах своего основателя, без которого конкретное социальное предприятие может прекратить своё существование.
Считается, что эти проблемы могут быть решены после законодательного закрепления статуса социального предпринимательства и его субъектов, регулирования связанных с ними общественных отношений, в том числе, в части оказания поддержки данной категории предпринимателей и создания для них благоприятных условий.