Система качества – это организационная структура, методики, процессы и ресурсы, необходимые для единого управления качеством товаров.
Система управления качеством и принципы ее построения
Система управления качеством товаров представляет собой реализацию комплекса организационно-технических, экономических и нормативных мер по обеспечению должного уровня качества товаров при их разработке, производстве, эксплуатации и потреблении.
Перечислим важнейшие принципы построения системы:
- Инновационный подход к проблеме качества;
- Предупреждение проблем в качестве товаров и предотвращение дефектов;
- Определение требований к качеству товаров, нормирование и осуществление контроля за выполнением норм;
- Наличие своей тактической и стратегической программы общего управления качеством;
- Изучение потребностей рынка и деятельности конкурентов, учет неустойчивости объекта управления;
- Учет системности качества изделий, при которой только совокупность ряда свойств позволяет обеспечить основу создания системы управления;
- Продуктовый подход в управлении качеством, предполагающий разработку системы для конкретных видов продукции, а не целого предприятия;
- Охват всех этапов жизненного цикла товаров, что называется принципом «петли качества».
Согласно принципу «петли качества» система управления качеством товаров должна охватывать все этапы жизненного цикла, в связи с этим «петля качества» представляет собой модель взаимозависимых типов деятельности, которые оказывают влияние на качество продукции на отдельных стадиях ее ЖЦ.
Типы деятельности, относящиеся к «петле качества»:
- Маркетинговая деятельность, поиск и исследование рыночной конъюнктуры;
- Проектирование и разработка технических требований;
- Материально-техническое снабжение;
- Разработка процессов производства;
- Производство товаров;
- Контроль и проведение испытаний;
- Упаковка и хранение;
- Распределение и реализация;
- Монтаж, эксплуатация;
- Техническая помощь при эксплуатации;
- Утилизация после применения.
Переход на международные стандарты обусловил замену системы управления качеством на систему менеджмента качества. Данная система создается в компании в качестве средства проведения политики, а также достижения намеченных целей в качестве продукции.
Разработка системы ведется на основании следующих принципов:
- Ориентированность на потребителя, т.е. на первый план выходит удовлетворение потребительских предпочтений;
- Лидерство руководителя, обеспечивающего единство целей и направлений работы предприятия;
- Привлечение всех работников к решению проблемы системы;
- Процессный подход в управлении качеством;
- Системный подход в менеджменте;
- Постоянное повышение качества;
- Принятие решений на основе фактов;
- Построение взаимовыгодных отношений с поставщиками.
Методы управления качеством
В управлении качеством продукции применяются следующие методы:
- Экономические, суть которых состоит в планировании качества, стимулировании повышения качества результатов работы компании посредством системы налогообложения и кредитования, материальном стимулировании повышения качества деятельности исполнителей;
- Организационные, направленные на создание прогрессивных форм управленческой организации, труда и производства, способствующие повышению качества продукции;
- Социально-психологические, цель которых состоит в создании благоприятных условий для трудовой деятельности, формирование необходимого социально-психологического климата в организации на основе моральных стимулов, привлечения персонала к решению проблем качества товаров.
Основополагающим стандартом в системе управления качеством является ИСО-9001:2000 «Система менеджмента качества», который определяет требования к системе управления качеством в случаях, когда предприятие:
- Нуждается в подтверждении своей способности предлагать продукцию, отвечающую всем требованиям потребителей, а также обязательным требованиям;
- Основной целью ставит повышение удовлетворенности со стороны потребителей через эффективное применение системы, осуществляя постоянное улучшение системы и обеспечение потребительских требований.
Внедрение системы управления качеством на предприятии требует наличия необходимых инвестиций, направленных на внедрение инноваций, использование объектов интеллектуального труда, и управления всеми ресурсами.
Контроль качества
Под контролем качества независимо от используемых методик понимается разделение изделий на хорошие и плохие.
Качество изделий не будет повышаться за счет производства некачественных. Следует отметить, что на предприятиях сферы электронной промышленности из-за маленьких размеров изделий в большинстве случаев исправить брак совершенно невозможно, поэтому современные компании нацелены не на выявление бракованных изделий, а на предупреждение брака, осуществление тщательного контроля производственного процесса.
Большое значение в обеспечении качества товаров имеют статистические методы. Цель методов статистического контроля состоит в исключении случайных перемен в качестве продукции. Подобные изменения обычно вызваны конкретными причинами, которые необходимо выявить и устранить.
Статистические методы в контроле качества делятся на:
- Статистический контроль при приемке по альтернативному признаку;
- Выборочный контроль при приемке по варьирующим чертам качества;
- Стандарты статистического контроля при приемке;
- Системы экономических планов;
- Методы статистической регуляции технологических процессов;
- Планы выборочного непрерывного контроля.
Необходимо заметить, что регулирование качества и статистический контроль товаров достаточно распространены в России. Так, А. Н. Колмогоров разработал несмещенные оценки качества принятых товаров на основе результатов выборки, стандарты приемочного контроля на основе экономических критериев.