Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Система управления качеством продукции

Определение 1

Система качества – это организационная структура, методики, процессы и ресурсы, необходимые для единого управления качеством товаров.

Система управления качеством и принципы ее построения

Система управления качеством товаров представляет собой реализацию комплекса организационно-технических, экономических и нормативных мер по обеспечению должного уровня качества товаров при их разработке, производстве, эксплуатации и потреблении.

Перечислим важнейшие принципы построения системы:

  • Инновационный подход к проблеме качества;
  • Предупреждение проблем в качестве товаров и предотвращение дефектов;
  • Определение требований к качеству товаров, нормирование и осуществление контроля за выполнением норм;
  • Наличие своей тактической и стратегической программы общего управления качеством;
  • Изучение потребностей рынка и деятельности конкурентов, учет неустойчивости объекта управления;
  • Учет системности качества изделий, при которой только совокупность ряда свойств позволяет обеспечить основу создания системы управления;
  • Продуктовый подход в управлении качеством, предполагающий разработку системы для конкретных видов продукции, а не целого предприятия;
  • Охват всех этапов жизненного цикла товаров, что называется принципом «петли качества».
Замечание 1

Согласно принципу «петли качества» система управления качеством товаров должна охватывать все этапы жизненного цикла, в связи с этим «петля качества» представляет собой модель взаимозависимых типов деятельности, которые оказывают влияние на качество продукции на отдельных стадиях ее ЖЦ.

Типы деятельности, относящиеся к «петле качества»:

  • Маркетинговая деятельность, поиск и исследование рыночной конъюнктуры;
  • Проектирование и разработка технических требований;
  • Материально-техническое снабжение;
  • Разработка процессов производства;
  • Производство товаров;
  • Контроль и проведение испытаний;
  • Упаковка и хранение;
  • Распределение и реализация;
  • Монтаж, эксплуатация;
  • Техническая помощь при эксплуатации;
  • Утилизация после применения.

Переход на международные стандарты обусловил замену системы управления качеством на систему менеджмента качества. Данная система создается в компании в качестве средства проведения политики, а также достижения намеченных целей в качестве продукции.

«Система управления качеством продукции» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Разработка системы ведется на основании следующих принципов:

  • Ориентированность на потребителя, т.е. на первый план выходит удовлетворение потребительских предпочтений;
  • Лидерство руководителя, обеспечивающего единство целей и направлений работы предприятия;
  • Привлечение всех работников к решению проблемы системы;
  • Процессный подход в управлении качеством;
  • Системный подход в менеджменте;
  • Постоянное повышение качества;
  • Принятие решений на основе фактов;
  • Построение взаимовыгодных отношений с поставщиками.

Методы управления качеством

В управлении качеством продукции применяются следующие методы:

  • Экономические, суть которых состоит в планировании качества, стимулировании повышения качества результатов работы компании посредством системы налогообложения и кредитования, материальном стимулировании повышения качества деятельности исполнителей;
  • Организационные, направленные на создание прогрессивных форм управленческой организации, труда и производства, способствующие повышению качества продукции;
  • Социально-психологические, цель которых состоит в создании благоприятных условий для трудовой деятельности, формирование необходимого социально-психологического климата в организации на основе моральных стимулов, привлечения персонала к решению проблем качества товаров.

Основополагающим стандартом в системе управления качеством является ИСО-9001:2000 «Система менеджмента качества», который определяет требования к системе управления качеством в случаях, когда предприятие:

  1. Нуждается в подтверждении своей способности предлагать продукцию, отвечающую всем требованиям потребителей, а также обязательным требованиям;
  2. Основной целью ставит повышение удовлетворенности со стороны потребителей через эффективное применение системы, осуществляя постоянное улучшение системы и обеспечение потребительских требований.

Внедрение системы управления качеством на предприятии требует наличия необходимых инвестиций, направленных на внедрение инноваций, использование объектов интеллектуального труда, и управления всеми ресурсами.

Контроль качества

Замечание 2

Под контролем качества независимо от используемых методик понимается разделение изделий на хорошие и плохие.

Качество изделий не будет повышаться за счет производства некачественных. Следует отметить, что на предприятиях сферы электронной промышленности из-за маленьких размеров изделий в большинстве случаев исправить брак совершенно невозможно, поэтому современные компании нацелены не на выявление бракованных изделий, а на предупреждение брака, осуществление тщательного контроля производственного процесса.

Большое значение в обеспечении качества товаров имеют статистические методы. Цель методов статистического контроля состоит в исключении случайных перемен в качестве продукции. Подобные изменения обычно вызваны конкретными причинами, которые необходимо выявить и устранить.

Статистические методы в контроле качества делятся на:

  • Статистический контроль при приемке по альтернативному признаку;
  • Выборочный контроль при приемке по варьирующим чертам качества;
  • Стандарты статистического контроля при приемке;
  • Системы экономических планов;
  • Методы статистической регуляции технологических процессов;
  • Планы выборочного непрерывного контроля.

Необходимо заметить, что регулирование качества и статистический контроль товаров достаточно распространены в России. Так, А. Н. Колмогоров разработал несмещенные оценки качества принятых товаров на основе результатов выборки, стандарты приемочного контроля на основе экономических критериев.

Дата последнего обновления статьи: 24.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot