Тысячелетиями люди вели такой размеренный и монотонный образ жизни, что быт, уровень и понятие материального достатка и результативность труда одного поколения почти не отличались от быта, достатка и производительности труда предыдущего. Развитие экономики продвигалось крайне медленно. К примеру, уровень развития стран Европы практически не менялся на протяжении нескольких веков. Но если сравнивать уровень, на котором находилось развитие государств девятнадцатого и двадцать первого века, то разница будет не просто заметной, она будет просто огромной. В этот период, не смотря на войны и всевозможные социальные катаклизмы, идет невиданный ранее в истории развития человечества подъем в развитии экономики.
Что же придало ускорение развитию мировой экономики в последние два-три столетия? Это, в первую очередь, совершенно новые знания, которые были получены при помощи науки. Эти научные достижения нарастали подобно лавине последние двести-триста лет и привели к тому, что то, что мы называем знаниями, которые разработчики классических экономических схем и теорий не выделяли как отдельный экономический ресурс в отличие от понятий капитала, труда, земли, и деловых способностей, стали считаться таковым и зачастую не меньше, а даже более, значимыми, чем все другие, перечисленные выше экономические ресурсы.
Что же такое знание?
Если пользоваться простыми словами, знание можно определить как совокупность сведений о чем-либо. Это могут быть жизненные, профессиональные, технологические, хозяйственные и многие другие сведения.
С развитием экономики выясняется, что то, что называется знанием также является товаром и занимает свое место среди экономических ресурсов наравне с другими такими же ресурсами. Знание уникально тем, что оно представляет собой как фактор производства, так и активы, и благо, и ресурсы одновременно.
Тогда наука – это:
- система знаний;
- процесс изучения и открытия нового знания;
- экономическая сфера, которая именно этим и занимается.
Научно технический прогресс, сокращенно и более привычно называемый НТП - это очень важный экономический фактор. Он представляет собой непрерывный и постоянный процесс развития науки, которая, соответственно способствует развитию техники, а также созданию новых технологий, усовершенствованию предметов труда, средствам и методов его организации а также, организации производства. Результатами НТП являются:
- рост результативности производства;
- увеличение национального дохода;
- повышение достатка и уровня жизни народа, его благосостояния;
- создание более хороших условий для процесса труда;
- увеличение творческой составляющей процесса труда.
Именно эти социально-экономические результаты НТП и привели к появлению такого экономического ресурса и понятия, как "рынок знаний".
Рынок знаний
Какое же положение занимает рынок знаний в общей системе рынков? По назначению в экономике выделяются такие виды рынков, как товарный, рынок ресурсов и финансовый. Очень часто мы воспринимаем эти рынки как обособленные составляющие системы . В действительности же, они взаимосвязаны. И именно рынок знаний связывает систему других рынков, выступая для товарного - в роли блага, для рынка ресурсов - в роли ресурса, а для финансового в роли нематериальных активов. Рынок знаний с успехом можно назвать мостом, который объединяет систему рынков в одно целое.
Итак, можно сказать, что рынок знаний - это такая форма отношений в экономике, которая образуются между теми, кто производит и продает знания, которые формируют предложение, и теми, кто покупает их, то есть потребителями, этих знаний, которые формируют спрос на свой товар через процесс купли-продажи. По мнению экспертов, рынок знаний – абсолютно новый, недавно сформировавшийся, рынок, с предполагаемым объемом в триллионы долларов.
Рисунок 1.
Классификации сегментов рынка знаний
Рынок знаний классифицируется по различным признакам.
По субъективной принадлежности можно выделить такие участки рынка знаний:
- глобальных (мировых) знаний;
- тех знаний, которые имеют общенациональное значение;
- знаний корпорации;
- знаний отдельных людей.
По характеру назначения знаний. Здесь можно выделить:
- рынок научных знаний;
- рынок обыденных знаний;
- рынок развлекательных (досуговых) знаний;
- рынок моральных и этических знаний.
По областям знаний это будут рынки знаний в областях самых разных наук: естественных, гуманитарных, экономических и других.
По сферам экономики классифицируются такие участки рынка знаний:
По форме проявления это будут рынки явных и неявных, знаний.
По способу формирования - рынок, который сформирован на базе уже существующих знаний, и рынок знаний, создаваемых самостоятельно различными специалистами на основе относительно небольшого явного знания.
По форме использования рынки знаний могут быть рынками знаний которые отчуждаются от носителя, и рынками не отчуждаемых от носителя знаний.
Можно выделить и рынки по формам продажи знаний, как и по некоторым другим признакам.
Специфика рынка знаний
Она выражена тем, что:
- этот рынок один из самых открытых рынков системы. Передача знаний возможна с использованием новейших информационных технологий в реальном времени. Это, конечно же, дает огромные перспективы для развития, но, с другой стороны, создает такие проблемы как создание, распространение, тиражирование и применение знаний.
- существует большое количество вариантов, по которым оцениваются знания. То есть, с точки зрения производителя и продавца предлагаемые знания , играют роль товара и оцениваются в момент своей продажи, а покупатель ценит их с точки зрения долговременной перспективы . Примером тому могут служить услуги по образованию, покупка патентов, разрешений, лицензий и другое.
Значение знаний как ресурса быстро возрастает, а их объем растет еще быстрее. Недавно сформировавшийся рынок знаний имеет самые разные формы организации:
- центры занимающиеся переводом разных новых знаний - изобретений, разработок, открытий, пособий, учебников и тому подобных знаний - в электронный вид - контент;
- создание специальных цифровых хранилищ данных;
- осуществление передачи технологий;
- создание так называемых городов и регионов знаний, которые обладают мощными интеллектуальными ресурсами и выступают основными участниками такого рынка;
- аукционы и биржи знаний;
- покупка или аренда специалистов, оказание консультационных услуг;
- передача функции предприятие независимым подрядчикам.
Рынок знаний способствует непрерывному и постоянному развитию знаний, так как они могут очень быстро морально устаревать , а потому требуют постоянного обновления до более высокого и соответствующего запросам потребителя уровня.
Рынок знаний создает у потребителей такое же отношение к знаниям как к любому другому товару, и понимание того, что экономика знаний - это такая экономика, где товаром является знание.