«Рынок «лимонов»: неопределённость качества и рыночный механизм» - это работа Джорджа Акерлофа, которая была опубликована в 1970 году и освещала проблему асимметрии доступной информации.
Основная суть работы Акерлофа
Главный посыл работы Акерлофа можно сформулировать следующим образом: если покупатели не располагают информацией о качестве товаров на столько же, на сколько и продавцы, то постепенно плохие товары вытеснят хорошие вплоть до исчезновения рынка. Иллюстрирует данную проблему рынок подержанных автомобилей. Так, на американском сленге «лимонами» называются автомобили, имеющие дефекты, обнаруженные уже после покупки.
В своей работе Акерлоф связывает такие понятия как качество и неопределенность. Существование большого количества разновидностей одних и тех же товаров поднимает важные и интересные проблемы теории рынков. Анализ различий в качестве при неопределенности позволяет объяснить сущность большинства важных институтов трудового рынка. Между тем, Акерлоф пытается конкретизировать утверждение, которое гласит, что «создавать бизнес в слаборазвитых государствах является не легкой задачей»; в частности, это касается определения экономической цены отрицательного поведения. Остальные прикладные аспекты рассматриваемой теории затрагивают структуру денежных рынков, понятие «страхуемости», понятия ликвидности товаров с длительным сроком использования, а также использования фирменных логотипов.
Существует большое количество рынков, на которых покупатели используют ту или иную рыночную статистику, чтобы вынести суждения о качестве продукции, которую собираются приобрести. На таких рынках продавцы имеют стимул выставлять на продажу продукцию низкого качества, так как высокое качество делает репутацию в большей мере не конкретным торговцам, а всем продавцам на рынке, к которым данная статистика относится. Таким образом, появляется тенденция к снижению качества товаров, а также уменьшению размеров рынка. Стоит заметить, что в рамках таких рынков общественные выгоды не равны частным, поэтому в отдельных случаях вмешательство государства повышает благосостояние всех участников рыночных сделок.
Пример с рынком автомобилей
«Рынок лимонов» представляет собой модель, которая описывает ситуацию на рынке побывавших в употреблении автомобилей с асимметричной информацией, из-за чего нарушается действие рыночного механизма, поскольку ценовые сигналы не отражают реального положения дел.
Для иллюстрации и развития описанных выше положений, Акерлоф в своей работе привел пример с рынком автомобилей, который позволяет отразить всю сущность проблемы. На таком рынке реализуются и обычные подержанные авто в достаточно хорошем состоянии. За автомобиль покупатели готовы отдать 4000 долл., а продавцы согласны продавать по любой цене выше 3500 долл. Между тем на данном рынке существуют и другие продавцы, пытающиеся реализовать автомобили с дефектами («лимоны»), выдавая их за хорошие, за такие автомобили продавцы согласны получать более 2000долл., а покупатели готовы платить не более 2500 долл. При покупке автомобиля человек заранее не знает, что именно приобретает – хорошее авто или же «лимон». Допустим, что информация распределялась бы симметрично, в таком случае существовали бы отдельные рынки для каждой категории автомобилей. Но поскольку информация асимметрична, т.е. только продавцу известно все о своей машине, то и образуется такой «рынок лимонов».
Если учесть, что количество плохих и хороших автомобилей одинаково, то можно рассчитать среднюю цену авто:
$(4000 + 2500) /2 = 3250$
Таким образом, продавцы хороших авто не будут их сбывать по такой цене, а «лимоны» будут реализовываться по цене, которая превышает их ценность. В результате «лимоны» вытеснят качественные товары с рынка.
Критика работы Акерлофа
Экономисты либертарианского направления возражали Акерлофу, обращая внимание на то, что такие рынки «лимонов» имеют способность саморегулироваться, а доказательством являлся очевидный факт успешного функционирования рынка подержанных автомобилей по всему миру. Покупатели в свободной экономике самостоятельно контролируют качество, к примеру, по собственной инициативе привлекают знакомых экспертов.
Майкл Пратт и Д.Хоффер высказывались о том, что не все экономисты согласны с существованием «рынка лимонов» применительно к б/у автомобилям. Согласно исследованиям, законы отдельных штатов США, обязывающие продавцов раскрывать данные о всех дефектах автомобиля, оказывались неэффективными, поскольку качество реализуемых авто не отличалось от качества автомобилей в соседних штатах, в которых асимметричность информации не была объектом борьбы.
Значимость ассиметричной информации
Пример с подержанными автомобилями отражает тот факт, что асимметричная информация может послужить причиной исчезновения рынка. В мире с совершенными рынками потребители имели бы возможность выбирать между низкокачественными и высококачественными автомобилями. Одни отдали бы предпочтение первым из-за дешевизны, а другие решили заплатить больше за вторые. В реальном же мире потребители испытывают трудности в определении качества подержанных машин при покупке, поэтому их цена снижается и высококачественные авто исчезают с рынка.
Ситуация с автомобилями является лишь частным примером, который иллюстрирует важную проблему, возникшую на многих рынках.