Секторы информационного рынка
На рынке информационных товаров выделяются пять основных секторов:
К первому сектору относится деловая информация, включающая:
- Биржевую и финансовую информацию, т.е. котировки акций, курсы валют, учетные ставки, рынок капиталов и товаров, инвестиции, порядок цен. Поставщики в данном случае – это специальные службы финансовой и биржевой информации, банки, брокерские компании;
- Статистическую информацию: ряды динамики, экономические, социальные и демографические оценки, прогнозные модели. Поставщиками являются консалтинговые фирмы, коммерческие компании и государственные службы;
- Коммерческую информацию о компаниях, фирмах, корпорациях, направлениях их работы, продукции, ценах, финансовом состоянии, сделках, связях, руководстве и т.д. Поставщиками выступают информационные службы.
Ко второму сектору относится информация для специалистов, содержащая:
- Профессиональную информацию, т.е. данные для юристов, преподавателей, врачей, инженеров и т.д.;
- Научно-техническую информацию: документальную, библиографическую, реферативную, справочную информацию в различных областях науки;
- Доступ к первоисточникам. Доступ к источникам организуется с помощью библиотек, специальных служб и т.д.
К третьему сектору относится потребительская информация, включающая:
- Литературу и новости: информация новостных служб, информационных агентств, электронных журналов, справочников и энциклопедий;
- Потребительскую информацию, а именно, расписание транспорта, заказ товаров, банковские операции и др.;
- Развлекательную информацию.
К четвертому сектору относятся образовательные услуги, включающие все ступени и формы образования. Информационные продукты могут быть представлены в электронном и печатном виде.
К пятому сектору относятся обеспечивающие информационные средства и системы, состоящие из:
- Программных продуктов, т.е. программных комплексов различной ориентации;
- Технических средств, а именно: компьютеров, телекоммуникационного оборудования, оргтехники, сопутствующих материалов и комплектующих;
- Разработки и сопровождения информационных технологий и систем;
- Консультирования по отдельным аспектам информационной индустрии;
- Подготовки источников информации.
Объекты и субъекты информационного рынка
Рынок информации рассматривается при любом анализе как отдельный рынок, он не выступает сектором или же совокупностью секторов.
Особенность информационного рынка состоит в том, что любая информация подлежит купле-продаже.
Доля продаваемых данных на информационном рынке является величиной переменной. К примеру, в СССР в отличие от современной России большинство экономических данных вряд ли могли рассчитывать на коммерческий успех.
Для дальнейшего изучения рынка информации следует выделить его объекты и субъекты. Важно различать понятия «информация», «носители информации», «проводники информации», «знания». Перечисленные термины не тождественны, однако иногда употребляются в качестве синонимов.
Носителем информации является тот, от кого передается сообщение. То, с помощью чего осуществляется передача сообщения, является проводником информации.
Проводники информации представляют собой каналы, по которым субъекты получают необходимые сообщения. Выделяются естественные и искусственные проводники.
Объекты купли-продажи на информационно рынке – это не только информация, но и информационные продукты, вещественные носители, искусственные информационные проводники.
К субъектам информационного рынка относятся:
- Информационные технологии;
- Средства коммуникации;
- Рекламные агентства;
- Консалтинговые компании;
- Информационные агентства, СМИ.
На информационном рынке складываются отношения между производителями информации и ее потребителями по вопросам купли-продажи данных, сведений и т.д. Данный рынок является пятым сектором по мнению российского ученого В. Л. Тамбовцева, после рынка потребительских благ, труда, средств производства, денежных средств и ценных бумаг. Однако, рынок информации играет основополагающую роль в работе других рынков.
Следует различать саму информацию и материальные носители информации, так как спрос на носители вторичен, является произвольным от спроса на информацию. Как и у любого другого товара, у информации есть полезность, под которой понимаются ее новизна, познавательные свойства, а также свойство снижать неопределенность о предмете или же процессе. Потребители не в состоянии заранее объективно оценивать полезность данных. Вначале требуется оценить их потенциальную полезность, а затем в процессе потребления данных оценивается их реальная полезность и потребительная стоимость. Качество информации не всегда бывает очевидно, в большинстве случаев определяется только субъективно. Именно смысловые свойства информации определяют решение о ее покупке.
Субъектами рынка информации выступают лица, которые участвуют в процессе ее создания, обработки, преобразования, хранения, передачи. К субъектам относятся почти все фирмы, государственные организации, общественные организации, граждане и т.д. Такой широкий состав рыночных субъектов обусловлен необходимостью обеспечения взаимодействия всех субъектов хозяйствования.
Информационным посредником является субъект рынка, который осуществляет передачу информационных продуктов от одного лица другому с применением собственных средств связи. К информационным посредникам относятся СМИ, мобильные операторы, интернет-провайдеры, справочные службы и т.д.
Производителями информации являются субъекты, осуществляющие переработку информационного ресурса, создающие новые информационные продукты и новые стоимости. Производителями информации могут быть статистические органы, аудиторы, законодательная власть, информационные агентства, производители ПО, аналитические отделы и др.