Понятие эластичности спроса и его значение
Покупатели по-разному могут реагировать на изменение таких рыночных категорий, как цена товара, наличие конкурентных товаров и производителей, потребительские предпочтения и т.д. Реакция эта характеризуется интенсивностью: сильной, слабой, нейтральной и называется эластичностью.
Изучение эластичности спроса имеет сугубо практическое значение. Каждый производитель хочет знать реакцию потребителя на свои действия, заключающиеся в изменении цены и ассортимента продукции. В целях прогнозирования объема продаж и выручки необходимо предугадывать изменение в поведении покупателя.
Характеристика видов эластичности спроса
Различают следующие виды эластичности спроса:
-
Ценовая эластичность спроса отражает зависимость изменения количества приобретаемой покупателем продукции от изменения цены на нее. В этом случае различают: эластичный спрос, неэластичный спрос, единичную эластичность и крайние ситуации эластичности спроса. Рассмотрим эти ситуации подробнее.
Эластичный спрос характеризуется тем, что незначительное изменение цены приводит к существенному изменению спросу (Например, цена на товар снизилась на 5 процентов, а спрос увеличился на 8 процентов).
Неэластичный спрос характеризуется тем, что изменение цены не влечет за собой сколь-нибудь значимого изменения спроса (Например, цена на товар снизилась на 5 процентов, а спрос увеличился на два процента).
Единичная эластичность спроса характеризуется равным изменением цены и величины спроса (Например, цена снизилась на один процент и спрос увеличился также на один процент).
Выделяют еще две крайние ситуации эластичности спроса по цене:
- абсолютно эластичный спрос;
- абсолютно неэластичный спрос.
Абсолютно эластичный спрос (бесконечно эластичный) характеризуется неограниченным изменением спроса в ответ даже на незначительное изменение цены на искомый товар.
Абсолютно неэластичный спрос (совершенно неэластичный) характеризуется неизменным объемом спроса, как бы не изменялась цена на искомый товар.
Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса:
- Доля расходов на искомый товар в бюджете семьи;
- Потребительская значимость искомого товара;
- Невозможность (наличие возможности) замены искомого товара;
- Фактор времени: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный период.
-
Эластичность спроса по доходу отражает изменение количества приобретаемой покупателем продукции от изменения уровня дохода.
Факторы, влияющие на эластичность спроса по доходу:
- Категория товара: товар роскоши, товар первой необходимости, нормальный товар или некачественный товар;
- Доля товара в бюджете семьи (иерархия)
- Вкусовые предпочтения.
Замечание 1Измеряя эластичность спроса по доходу, определяют принадлежность товара к той или иной категории. При изменении дохода меняется спрос на различные категории товара.
-
Перекрестная эластичность спроса характеризует изменение количества приобретаемого продукта А в зависимости от изменения цены на товар Б. При этом различают:
- Взаимозаменямые товары – например, свинина и говядина: рост цены на свинину вызовет рост спроса на говядину.
- Взаимодополняемые товары – например, автотранспортное средство и бензин: рост цен на бензин может привести к сокращению потребления автомобилей (транспортных услуг)
- Нейтральные товары – изменение цены одного товара не приведет ни к какому изменению спроса на другой товар. Например: одежда и автомобиль.