Понятие эластичности спроса и виды
Эластичность спроса – это степень интенсивности изменения количества покупательского спроса в ответ на изменение ряда факторов: цены, дохода потребителя, влияние товаров-конкурентов.
Изучение эластичности спроса имеет сугубо практическое значение. Каждый производитель хочет знать реакцию потребителя на свои действия, заключающиеся в изменении цены и ассортимента продукции. В целях прогнозирования объема продаж и выручки необходимо предугадывать изменение в поведении покупателя.
В зависимости от эластичности спроса на них различают 2 группы товаров:
Эластичным спросом обладают следующий виды товаров:
- бытовая техника, мебель и цифровая техника, предметы одежды (нормальные товары);
- драгоценности и ювелирные изделия (предметы роскоши);
Неэластичным спросом обладают следующие категории товаров:
- лекарства, предметы еды (товары первой необходимости);
- товары, которые представляются в стоимостном плане незначительными для потребительского бюджета (мелкие товары: канцелярские принадлежности, предметы личной гигиены и т.д.).
Расчет коэффициентов эластичности спроса
Эластичность спроса на товар измеряется при помощи коэффициента эластичности.
Коэффициент эластичности спроса на товар отражает количественную величину изменения спроса в ответ на изменение величины определенных факторов: цены, дохода, цен других товаров).
Исчисляется коэффициент эластичности спроса в процентах и указывает на процентное изменение спроса на товар в зависимости от изменения указанных выше факторов.
Ценовая эластичность спроса отражает зависимость изменения количества приобретаемой покупателем продукции от изменения цены на нее.
Коэффициент эластичности спроса по цене рассчитывается по формуле: $Edp = ∆Q(P) / ∆P$, где:
- $Q$ – количество приобретаемой продукции (объем спроса);
- $P$ – цена продукции.
Исходя из значения коэффициента эластичности, различают:
- абсолютную эластичность – даже незначительное изменение факторов, воздействующих на спрос, приводит к неограниченному изменению величины спроса (вплоть до бесконечности) - $Edp = │-∞│$
- эластичный спрос – при котором темпы изменения факторов, влияющих на спрос, ниже, чем темпы изменения спроса - $Edp ≥ │(-1)│$;
- неэластичный спрос – при котором темпы изменения факторов, влияющих на спрос, выше, чем темпы изменения спроса - $-1 ≤ Edp ≤ 0 $;
- единичную эластичность – темп роста факторов, влияющих на спрос аналогичен темпу роста спроса -$ Edp = │(-1)│$ ;
- абсолютную неэластичность – как бы не менялись факторы, влияющие на спрос, его величина остается неизменной - $Edp = 0$.
Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса:
- Доля расходов на искомый товар в бюджете семьи;
- Потребительская значимость искомого товара;
- Невозможность (наличие возможности) замены искомого товара;
- Фактор времени: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный период.
Эластичность спроса по доходу отражает изменение количества приобретаемой покупателем продукции от изменения уровня дохода. Рассчитывается коэффициент эластичности спроса по доходу по следующей формуле: $Edp = ∆Q(I) / ∆I$, где:
- $Q$ – количество приобретаемой продукции (объем спроса);
- $I$ – доход потребителя.
Факторы, влияющие на эластичность спроса по доходу:
- Категория товара: товар роскоши, товар первой необходимости, нормальный товар или некачественный товар;
- Доля товара в бюджете семьи (иерархия)
- Вкусовые предпочтения.
Измеряя эластичность спроса по доходу, определяют принадлежность товара к той или иной категории. При изменении дохода меняется спрос на различные категории товара.
Перекрестная эластичность спроса характеризует изменение количества приобретаемого продукта $A$ в зависимости от изменения цены на товар $B$. Рассчитывается коэффициент перекрестной эластичности по следующей формуле: $Edp = ∆Q(Pa) / ∆Pb$, где:
- $QPa$– количество приобретаемой продукции одного товара (товар $A$);
- $Pb$ – цена другого товара (заменителя или дополнителя).
При этом различают:
- Взаимозаменямые товары – например, свинина и говядина: рост цены на свинину вызовет рост спроса на говядину.
- Взаимодополняемые товары – например, автотранспортное средство и бензин: рост цен на бензин может привести к сокращению потребления автомобилей (транспортных услуг).
- Нейтральные товары – изменение цены одного товара не приведет ни к какому изменению спроса на другой товар. Например: одежда и автомобиль.