Специфика хеджирования
Хеджирование представляет собой процесс страхования от неблагоприятного изменения валютных курсов или процентных ставок, влияющих на отдельные сделки и капитал предприятия.
Как правило, руководители предприятий возможность страхования непредвиденных расходов или получения дополнительной прибыли при проведении каких-либо операций хеджирования рассматривают положительно. Однако подробное рассмотрение нюансов будущей сделки выявляет причины, которые делают заключение подобной сделки в конкретный момент времени, невозможным.
Углубленный анализ показывает, что причиной чаще всего становится абсолютное нежелание руководства компаний нести расходы ради защиты собственных доходов, причем это не всегда связано с непрофессионализмом менеджмента. Сегодня довольно трудно найти квалифицированного специалиста (даже на западном рынке), владеющего всеми инструментами и способами хеджирования.
Основной причиной низкой популярности хеджирования среди российских предприятий является неосведомленность менеджмента компании о сущности этого явления и всех его инструментах.
Использование инструментов хеджирования
По сути, хеджирование подразумевает применение одного инструмента для уменьшения риска, связанного с негативным воздействием рыночных факторов на стоимость другого инструмента, взаимосвязанного с первым, или на генерируемый им денежный поток.
В роли хеджируемого актива выступают товары или финансовые активы, имеющиеся в наличии или планируемые в производству или приобретению. Выбор инструмента хеджирования осуществляется так, чтобы неблагоприятные колебания цены хеджируемого актива или денежных потоков, связанных с ним, компенсировало изменение соответствующего параметра хеджируемого актива.
Хеджирование применяется для уменьшения риска потерь, которые связаны с колебаниями цен на товары и прочих факторов рынка (обменный курс валют, процентные ставки).
Основные преимущества хеджирования
Несмотря на то, что хеджирование связано с определенными издержками и многочисленными трудностями, с которыми сталкиваются компании при разработке и внедрении стратегии хеджирования, его значение для обеспечения устойчивого развития достаточно велико.
Основные преимущества хеджирования:
- Уменьшение уровня ценового риска. Текущая цена может изменяться в пользу хеджера. Если у хеджера есть основания полагать, что цены будут снижаться, ему следует предпринять меры по защите своей будущей прибыли или другой длинной позиции (например, нефтехранилище в резервуаре или танкере). Когда хеджер обладает информацией о своей покупной цене и не знает своей продажной цены, ему необходимо хеджировать для фиксации цены на текущем уровне. В такой ситуации следует продавать для сохранения своей покупной цены.
- Существенное уменьшение ценового риска, который связан с закупкой сырья и поставками готовой продукции. Хеджирование процентной ставки и обменного курса уменьшает неопределенность будущего денежного потока и повышает эффективность финансового менеджмента. Как результат – снижение колебаний прибыли и улучшение управляемости производства.
- Большая устойчивость и гибкость планирования деятельности. Хеджирование не пересекается с рядовыми хозяйственными операциями и обеспечивает постоянную защиту цен без необходимости корректировки политики запасов или заключения долгосрочных форвардных контрактов.
- Упрощение привлечения финансирования. Часто кредитные организации заинтересованы в минимизации риска колебаний цен во время привлечения финансирования, для чего используется хеджирование. Кроме того, хеджирование упрощает привлечение кредитов: банк учитывает захеджированный залог по более высоким ставкам
- Расширение возможности участия в торговле реальными товарами.
- Возможность снижения затрат. Хеджирование позволяет высвобождать ресурсы и помогает менеджменту сконцентрироваться на тех аспектах бизнеса, которые составляют конкурентное преимущество компании, сокращая риски, не относящиеся к центральным. В результате, хеджирование повышает капитал, снижая стоимость использования средств и повышая устойчивость доходов.