Товар и такие его свойства, как полезность, стоимость и цена, являются одними из основных категорий в экономической теории. Под товаром понимают блага, которые создаются не для личного потребления, а для продажи или обмена. Современный рынок рассматривает как товар продукцию всех отраслей промышленности, услуги, информацию, ресурсы, труд, интеллектуальную собственность, деньги и пр.
Благо становится товаром в том случае, когда оно имеет следующие свойства:
- полезность, или потребительская стоимость;
- меновая стоимость.
Каждый товар продается по определенной цене, которая формируется под влияние многих факторов, среди которых полезность и стоимость будут ключевыми.
Полезность товара
Под полезностью понимают способность товара удовлетворять потребность человека. Полезность – это субъективное понятие, индивидуально оцениваемое каждым потребителем в зависимости от его потребностей. Так, для филателиста редкая почтовая марка будет характеризоваться высокой полезностью, а для несведущего человека – это всего лишь клочок бумаги.
Полезность не всегда будет объективно полезной для человека. К примеру, табак вредит здоровью, однако он обладает полезностью для курильщика.
Различают общую и предельную полезности. Общая – это суммарная полезность, получаемая от потребления всех единиц блага. Она растет пропорционально объему потребления до определенного уровня, затем темпы ее роста снижаются.
Рисунок 1.
Предельная полезность представляет собой полезность, получаемую при потреблении дополнительной (предельной) единицы блага. Существует закон убывающей предельной полезности, который гласит, что при потреблении новых единиц блага предельная полезность сокращается. К примеру, для человека, испытывающего жажду, третий выпитый стакан воды будет обладать меньшей полезностью, чем второй, а второй – меньшей, чем первый.
Чем больше единиц товара есть у человека, тем меньшую ценность они для него представляют. Здесь мы подходим к определению второго свойства товара, которое неразрывно связано с полезностью – его стоимости, или ценности. Полезность товара является предпосылкой обретения им меновой стоимости.
Рисунок 2.
Стоимость товара
Меновая стоимость позволяет в определенных пропорциях обменивать один товар на другой. Стоимость как экономическая категория всегда находилась под пристальным вниманием экономистов, которые выдвинули несколько теорий ее формирования, среди них:
- трудовая теория стоимости;
- теория предельной полезности;
- теория издержек производства;
- теория спроса и предложения.
«Отец» экономической теории А. Смит считал, что стоимость равна труду, который затрачивается на производство товара, рассчитываемой как зарплата, а также прибыли и ренте. Его взгляды разделял Д. Рикардо, а затем далее развивал К. Маркс.
Трудовая теория сводится к тому, что при расчете стоимости во внимание берется общественно необходимые затраты труда, которые определяются усредненными условиями производства, интенсивности труда и умениями работников. Работодатели, которые могут сократить затраты труда, например, путем использования передовых технологий, оказываются в выигрыше.
Теория предельной полезности была выдвинута представителями австрийской экономической школы, и сегодня ее придерживаются ведущие западные экономисты. Она основана на таких понятиях, как полезность и редкость товара.
Эта теория подразумевает, что стоимость товара определяется их предельной полезностью. В рамках теории выделяют:
- субъективную стоимость как индивидуальную оценку товара покупателем и продавцом;
- объективную стоимость – цена, которая формируется конкурентным рынком.
В работе «Богатство народов» А. Смит писал о парадоксе стоимости, который заключается в том, что необходимая для жизни вода имеет меньшую стоимость по сравнению с алмазами, приносящими намного меньше пользы.
Позднее экономисты объяснили этот парадокс тем, что стоимость блага определяется полезностью дополнительной (предельной) единицы блага, потребляемой обществом. Вода имеет низкую стоимость, поскольку ее запасы неограниченны, чего нельзя сказать об алмазах.
Связь стоимости и цены товара
Классическая экономическая теория определяет цену как денежное выражение стоимости. Поскольку товар продается на рынке с множеством контрагентов и находится под влиянием многих факторов, его цена зависит от:
- спроса и предложения;
- имиджа производителя;
- затрат на производство;
- полезности товара для покупателя.
Цена не всегда равна стоимости товара, а может превышать ее или, напротив, быть ниже.
Неоклассическая теория, основоположником которой является А. Маршалл, утверждает, что цена определяется в зависимости от:
- предельной полезности со стороны покупателя
- издержек производства со стороны продавца.
Рынок заставляет продавца и покупателя идти на компромисс, то есть устанавливает предельно приемлемые цены для обеих сторон. Маршал утверждал, что принципы «конечной полезности» и «издержек производства» можно сравнить с лезвиями ножниц.
Механизм формирования цен регулирует производство, устанавливая, что выгодно, а что невыгодно для общества. В результате рыночных колебаний цен производители вынуждены снижать затраты на изготовление, что стимулирует развитие новых технологий. Это приводит к ускорению технического прогресса и устранению производителей, которые не могут вести эффективное хозяйствование.
Таким образом, цена, стоимость и полезность товара находятся в тесной взаимосвязи и определяют взаимоотношения между всеми участниками рыночных отношений.