Понятие эластичности и факторы эластичности
Под эластичностью спроса понимают изменение величины спроса (в процентах) в зависимости от изменения величины (в процентах) ряда факторов. Такими факторами могут выступать: цена искомого товара, цена прочих товаров (заменителей и дополняющих), доходы потребителей.
Так как существуют различные категории товаров (товары первой необходимости, товары роскоши, нормальные товары и т.д.), то различают и разные виды эластичности спроса на них. Связано это с различной реакцией потребителей на изменение цен на данные товары и уровня дохода покупателей. Так, продукты питания, которые относят к товарам первой необходимости, потребители будут приобретать в полном объеме, как бы не менялся уровень дохода и цена на товары в данной категории. А, например, увеличение цены на верхнюю одежду, приведет к снижению спроса на нее.
Рассмотрим различные виды эластичности товаров.
- Эластичным спросом обладают следующий виды товаров:
- бытовая техника, мебель и цифровая техника, предметы одежды (нормальные товары);
- драгоценности и ювелирные изделия (предметы роскоши);
- Неэластичным спросом обладают следующие категории товаров:
- лекарства, предметы еды (товары первой необходимости);
- товары, которые представляются в стоимостном плане незначительными для потребительского бюджета (мелкие товары: канцелярские принадлежности, предметы личной гигиены и т.д.).
При анализе эластичности спроса выделяют следующие факторы:
- Цена товара – чем выше цена, тем меньше объем проявляемого спроса и наоборот.
- Цена товаров-заменителей и товаров-дополнителей. Если растет цена на товар, заменяющий искомый в потреблении, то спрос на искомый товар буде возрастать и наоборот. Если возрастает цена на товар, дополняющий искомый в потреблении, то спрос на искомый товар может снизится.
- Доход потребителя – чем выше доход потребителя, тем больше спрос на продукцию.
- Значимость товаров: деление на товары первой необходимости, второй необходимости, товары-роскоши, «некачественные» товары.
- Объем расходов на искомый товар в бюджете потребителя (удельный вес).
- Временной фактор.
Кривая эластичности спроса
Рассмотрим линейную кривую спроса $Q = a - bP$. Наклон этой кривой спроса есть константа ($–b$). $–b = ∆Q/∆P$.
Спрос является:
- неэластичным при $Edp € (-1; 0]$ ;
- эластичным при $Edp € (-∞; 0]$;
- единичная эластичность $Edp € (= 1]$.
Кривая эластичности спроса имеет следующий вид:
Практическое значение эластичности спроса
Изучение эластичности спроса дает возможность продавцам быть в курсе предпочтений потребителей, их всевозможных реакций на изменений в ценовой и сбытовой политике.
Рыночная конъюнктура достаточно изменчива, потому продавцу должен быть в курсе текущих и перспективных изменений и формировать свою производственную и сбытовую стратегию, исходя и прогноза этих изменений .
Применение эластичности спроса позволяет:
- определять объем производства товаров и услуг по номенклатурной позиции и ассортиментному ряду;
- прогнозировать поведение потребителей, его предпосылки и факторы;
- осуществлять грамотную политику ценообразованию;
- планировать сбытовую и маркетинговую политику предприятия;
- разрабатывать стратегию развития предприятия с целью получения максимально возможной прибыли.
Таким образом, применение знаний об эластичности спроса служит:
- Для определения и измерения потребительской реакции изменения спроса, что позволяет планировать и прогнозировать многие процессы на предприятии.
- Эластичность спроса показывает на сколько процентов изменится потребительский спрос, если произойдет изменение цены, дохода потребителя и цен на аналогичные товары.