Сущность и виды эластичности спроса
Потребители, проявляя свой спрос, испытывают влияние ценовых и неценовых факторов. Анализ спроса потребителя позволяет определять и прогнозировать направления его изменения, что, в свою очередь, дает информацию о возможном изменении объема продаж и выручки производителя.
Однако, знать только направление данных изменений недостаточно. Требуется точная количественная реакция спроса и оценка последствий такой реакции.
Показатель количественной чувствительности спроса по отношению к рыночным изменениям называется эластичностью спроса.
В экономической теории и практике экономического анализа выделяют следующие виды эластичности спроса:
-
Ценовая эластичность спроса – отражает зависимость изменения количества приобретаемой покупателем продукции от изменения цены на нее.
Эластичный спрос по цене характеризуется тем, что незначительное изменение цены приводит к существенному изменению спросу.
Неэластичный спрос по цене характеризуется тем, что изменение цены не приводит к изменению спроса.
Единичная эластичность спроса по цене характеризуется одинаковым изменением цены и величины спроса.
Абсолютно эластичный спрос по цене характеризуется неограниченным изменением спроса в ответ даже на незначительное изменение цены на товар.
Абсолютно неэластичный спрос по цене характеризуется неизменным объемом спроса, как бы не изменялась цена на товар.
-
Эластичность спроса по доходу - отражает изменение количества приобретаемой покупателем продукции от изменения уровня его дохода.
-
Перекрестная эластичность спроса отражает изменение количества одного вида продукции в зависимости от изменения цены на продукцию другого вида (либо аналогичную продукцию, либо дополняющую продукцию).
Анализ эластичности спроса и его значение в современной практике
Анализ эластичности спроса имеет огромное практическое значение, как для самого потребителя, так и для производителя. Он служит для определения и измерения потребительской реакции изменения спроса, что позволяет планировать и прогнозировать многие процессы на предприятии.
Анализ эластичности спроса позволяет определить, на сколько процентов изменится потребительский спрос, если произойдет изменение цены, дохода потребителя и цен на аналогичные товары:
- эластичность спроса по цене характеризует реакцию спроса потребителя на изменение цены товара или услуги.
- эластичность спроса по доходу характеризует изменение спроса потребителя (а, значит, и объем продаж) в зависимости от изменения дохода.
- анализ перекрестной эластичности позволяет предприятию конкурировать среди аналогичных товаров и услуг, а также выстраивать ценовую стратегию, касающуюся дополнительных групп товаров (товаров, дополняющих данный в потреблении).
При анализе эластичности проса различают следующие ее виды: эластичный и неэластичный спрос. Если при изменении цены (например ее снижении) наблюдается увеличение объема продаж и рост выручки, то это эластичный спрос. Если ситуация характеризуется в обратном направлении (снижении цены не вызывает роста выручки), то это неэластичный спрос.
Анализ эластичности спроса позволяет:
- прогнозировать поведение потребителей: его предпосылки, мотивы, факторы и определять последствия в виде изменения его покупательской активности;
- осуществлять грамотную политику ценообразования, учитывая финансовые возможности потребителя и его вкусовые предпочтения;
- планировать сбытовую и маркетинговую политику предприятия;
- разрабатывать стратегию развития предприятия с целью получения максимально возможной прибыли.