Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Анализ эластичности спроса

Сущность и виды эластичности спроса

Потребители, проявляя свой спрос, испытывают влияние ценовых и неценовых факторов. Анализ спроса потребителя позволяет определять и прогнозировать направления его изменения, что, в свою очередь, дает информацию о возможном изменении объема продаж и выручки производителя.

Однако, знать только направление данных изменений недостаточно. Требуется точная количественная реакция спроса и оценка последствий такой реакции.

Определение 1

Показатель количественной чувствительности спроса по отношению к рыночным изменениям называется эластичностью спроса.

В экономической теории и практике экономического анализа выделяют следующие виды эластичности спроса:

  1. Ценовая эластичность спроса – отражает зависимость изменения количества приобретаемой покупателем продукции от изменения цены на нее.

    Эластичный спрос по цене характеризуется тем, что незначительное изменение цены приводит к существенному изменению спросу.

    Неэластичный спрос по цене характеризуется тем, что изменение цены не приводит к изменению спроса.

    Единичная эластичность спроса по цене характеризуется одинаковым изменением цены и величины спроса.

    Абсолютно эластичный спрос по цене характеризуется неограниченным изменением спроса в ответ даже на незначительное изменение цены на товар.

    Абсолютно неэластичный спрос по цене характеризуется неизменным объемом спроса, как бы не изменялась цена на товар.

  2. Эластичность спроса по доходу - отражает изменение количества приобретаемой покупателем продукции от изменения уровня его дохода.

  3. Перекрестная эластичность спроса отражает изменение количества одного вида продукции в зависимости от изменения цены на продукцию другого вида (либо аналогичную продукцию, либо дополняющую продукцию).

Анализ эластичности спроса и его значение в современной практике

Замечание 1

Анализ эластичности спроса имеет огромное практическое значение, как для самого потребителя, так и для производителя. Он служит для определения и измерения потребительской реакции изменения спроса, что позволяет планировать и прогнозировать многие процессы на предприятии.

Анализ эластичности спроса позволяет определить, на сколько процентов изменится потребительский спрос, если произойдет изменение цены, дохода потребителя и цен на аналогичные товары:

  • эластичность спроса по цене характеризует реакцию спроса потребителя на изменение цены товара или услуги.
  • эластичность спроса по доходу характеризует изменение спроса потребителя (а, значит, и объем продаж) в зависимости от изменения дохода.
  • анализ перекрестной эластичности позволяет предприятию конкурировать среди аналогичных товаров и услуг, а также выстраивать ценовую стратегию, касающуюся дополнительных групп товаров (товаров, дополняющих данный в потреблении).

При анализе эластичности проса различают следующие ее виды: эластичный и неэластичный спрос. Если при изменении цены (например ее снижении) наблюдается увеличение объема продаж и рост выручки, то это эластичный спрос. Если ситуация характеризуется в обратном направлении (снижении цены не вызывает роста выручки), то это неэластичный спрос.

Анализ эластичности спроса позволяет:

  • прогнозировать поведение потребителей: его предпосылки, мотивы, факторы и определять последствия в виде изменения его покупательской активности;
  • осуществлять грамотную политику ценообразования, учитывая финансовые возможности потребителя и его вкусовые предпочтения;
  • планировать сбытовую и маркетинговую политику предприятия;
  • разрабатывать стратегию развития предприятия с целью получения максимально возможной прибыли.
Дата последнего обновления статьи: 16.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot