Рыночные структуры и их признаки
Структуру рынка можно определить, как совокупность характерных черт рынка, которые представлены на следующем рисунке
Рисунок 1. Черты рынка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В соответствии с этим рисунком, можно сказать, что само понятие «рыночная структура» отражается определенные аспекты или черты рыночной среды, в рамках которой действует предприятие.
Существуют различные признаки рыночных структур:
- Численность продавцов. Так, от количества продавцов, например, которые действуют на определенном рынке, напрямую зависит наличие или отсутствие у отдельного предприятия возможностей оказать влияние на рыночное равновесие. При иных условиях, которые будут равны, при высоком количестве предприятий на рассматриваемом рынке любые попытки отдельного предприятия оказывать воздействие на рыночное предложение за счет сокращения или увеличения их индивидуальных предложений не смогут сделать существенных изменений в рыночном равновесии. В таком случае рыночная доля каждого конкретного предприятия является незначительной.
- Контроль рыночной ценой. Та степень контроля, который оказывает отдельное предприятия над ценой — это выраженный показатель уровня развития отношений в сфере конкуренции на отдельном рассматриваемом рынке. То есть, чем контроль выше у производителя над ценой, тем рынок становится менее конкурентным.
- Реализуемая продукция. Так, характер продукции, которая реализуется на рынке – это тот товар, который производит отрасль рассматриваемого рынка. Дифференцируемость товара показывает, что в рамках данного рынка разные предприятия предлагают продукцию, предназначенную для удовлетворения одной и той же потребности, но отличающуюся своими параметрами. Здесь можно говорить о зависимости: чем выше степень дифференциации (неоднородности) отраслевого продукта, тем больше у предприятия возможностей повлиять на цену производимой им продукции и тем ниже степень конкуренции на исследуемом рынке. То есть, если однородных продуктов много, тем рынок приобретает более высокую степень конкуренции.
- Условия участия в отрасли. Здесь играет роль наличие или отсутствие барьеров для вступления в отрасль. Барьеры – это различные факторы, которые сдерживают развитие и вступление предприятия во отрасль. Так, наличие барьеров усложняет вхождение фирмы на определенный рынок и, соответственно, усложняют развитие конкуренции на рассматриваемом рынке.
- Неценовая конкуренция. Данный признак выражается в её наличии или отсутствии. Так, неценовая конкуренция имеется в том случае, если отраслевая продукция носит дифференцируемый характер. Так, неценовая конкуренция может реализовываться сквозь призму продукции, услуг, местоположения, доступности предприятия, маркетинговую стратегия и т.д.
Далее рассмотрим виды рыночных структур.
Виды рыночных структур
Разные авторы выделяют различные виды рыночных структур. Самая распространенная классификация состоит из четырех видов, представленных на рисунке ниже.
Рисунок 2. Виды рыночных структур. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Совершенной конкуренцией можно назвать такую рыночную структуру, в которой функционирует определенное количество мелких фирм, присутствует однородность товара, свободный вход на рынок и выход из него, доступ к информации является равным. Утверждают, что такого типа рыночных структур практически не существует. Такой тип можно назвать идеальным.
Чистой монополией можно назвать такую рыночную структуру, в рамках которой одно предприятие является поставщиком продукции, которая не имеет близких заменителей.
Монополистической конкуренцией можно назвать такую рыночную структуру, в рамках которой функционирует множество предприятий, которые выпускают неоднородный продукт, характеризующийся свободным входом и выходом в рамках рынка.
Олигополией можно назвать такую рыночную структуру, в рамках которой функционирует несовершенная конкуренция и доминирует крайне малое количество предприятий.
Каждая из описанных выше рыночных структур имеет свои отличия в рамках: степени рыночной власти и степени развития отношений конкуренции на рынке. Эти два отличия находятся в обратной зависимости друг от друга. В рамках этого стоит говорить о таком понятии как «рыночная власть». Данное понятие можно определить, как способность производственного предприятия или потребителя влиять на ситуацию в рамках определенного рынке, в первую очередь на рыночную цену.
Рыночная власть
Рыночная власть отдельной компании будет обусловлена особенностями организации рыночной структуры и зависит от ряда факторов, которые представлены на следующем рисунке
Рисунок 3. Факторы рыночной власти. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, выделены:
- Доля. То есть, чем шире доля рассматриваемого предприятия в рамках рыночного предложения, тем шире у нее возможности, поменять собственное предложение, влиять на предложение в рамках рынка и цены.
- Ценовая эластичность на товар. Чем спрос менее эластичен, тем меньше у предприятия риск отрицательной реакции потребителя на продукцию, тем больше у предприятия возможности маневрировать ценами, то есть ее рыночная власть – выше.
- Заменители. Если у товара много заменителей - степень эластичности спроса по цене выше, это ограничивает ограничивать рыночную власть рассматриваемого предприятия.
- Взаимодействие. При взаимодействии фирмы могут послужить причиной возникновения рыночной власти у функционирующих в отрасли производителей. Здесь речь идёт о сговорах и соглашениях в отношении разделения рынка и определения рыночной цены.
Эти факторы можно назвать источниками рыночной власти в рамках рыночных структур. Условия функционирования современных предприятий в рамках совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии может характеризоваться различным соотношением перечисленных факторов.