Актуальность рынков
Понятие рынка существует уже очень давно, рынок образовался в далекие времена, первопричиной его стал обмен товаром между людьми. На сегодняшний день рынок представляет собой большой механизм экономического характера. Без рынка и его структуры невозможно ведение хозяйственной деятельности стран.
Рынок – это скопление мелких предпринимателей с целью продажи товара потребителям.
Рыночные отношения актуальны и на сегодняшний день, так как по мнению большинства потребителей, более дешевые товары и приемлемого качества можно купить именно на открытых или крытых площадках специализированного направления (рынке).
Характеристика рыночных структур
Под рыночной структурой понимают целую систему признаков и особенностей, которые характеризуют организацию работы определенного отраслевого рынка.
Рыночные структуры отличаются между собой, прежде всего, отраслями функционирования на рынке, а также потребителями внутри структуры, количеством фирм, которые работают и реализовывают свою продукцию внутри структуры, наличием конкурентом и их количеством, условиями для входа в отрасль (рыночную структуру), видами производимой продукции и т.д.
По праву, самой главной характеристикой рыночной структуры является наличие и качество конкурентной среды. На сегодняшний день конкуренция главное условие функционирования рынка, с каждым годом конкуренция возрастает, что приводит к поиску новых возможностей для фирмы. Ввиду этого компании ищут новые рыночные структуры с наименьшей степенью конкуренции, чтобы бала возможность влиять на рынок и его устройство.
Рыночные структуры и конкуренция
На сегодняшний день все рыночные структуры неразрывно связаны с понятием «конкуренция», так как работают на конкурентном рынке.
Рыночная конкуренция – это способы достижения целей фирмы на рынке, по средствам борьбы за достижения и возможности.
Выделяют несколько типов конкуренции в рыночных структурах:
- Конкуренция между фирмами – это самый сложный часто встречающийся тип конкуренции на рынке. Межфирменная конкуренция происходит всегда и будет происходить еще долгое время. Конкуренция происходит по следующим направлениям: ценовая политика, ассортимент товара и услуг, потребительские свойства товара и их улучшение, упаковка товара, политика качества и т.д. Все это необходимо для того чтобы завоевать внимание потребителей и расположение, с целью увеличения продаж и дохода компании;
- Видовая конкуренция в рыночных структурах. Данный тип конкуренции, призван максимально повысить спрос на товар, за счет улучшения потребительской привлекательности предлагаемого товара на рынке;
- Рыночная структура с функциональной конкуренцией. Данный тип конкуренции сводится к тому, что одну и туже потребность клиента можно удовлетворить, прибегнув к разным товарам на рынке.
Преимущества конкуренции в рыночных структурах
На сегодняшний день экономисты отмечают целый ряд преимуществ, которые создает конкуренция в рыночных структурах.
Рыночные структуры позволяют быстро находить подходы к постоянно меняющимся условиям внутри рынка. Современный рынок постоянно находится в стадии новшеств и инноваций, рыночные структуры – это одни из первых элементов экономики, которые способны адекватно и эффективно реагировать на эти изменения.
Рыночные структуры дают возможность потребителям и производителям действовать достаточно самостоятельно в интересах бизнеса и экономики. В основном это касается принятия управленческих решений в процессе производства и продажи товара, однако, не надо забывать о том, что регулирующие силы внутри структуры все же есть, прежде всего, это закон спроса и предложения.
Рыночные структуры способны удовлетворять даже самые изысканные потребности потребителей на рынке. Предпочтения и вкусы современных потребителей меняются постоянно в зависимости от различных тенденций, происходящих в стране или даже мире. Производители внутри рыночных структур пытаются максимально быстро и качественно произвести товар, способный удовлетворить нужды и потребности клиентов. Например, в рыночных структурах по отраслям, это происходит быстрее, чем в других структурах, так как специфика обязывает к этому.
Недостатки конкуренции в рыночных структурах
Конкуренция в рыночных структурах имеет ряд незначительных недостатков, которые сводятся к следующему:
- Невозможность выживания неприспособленного бизнеса. Конкуренция на рынке создает условия, когда фирма должна постоянно искать пути развития, этот процесс бесконечный. Новый бизнес, выходя на рынок, сталкивается с огромным числом проблем, первая из которых – это уникальность товара. Конкурентный рынок переполнен идеями и, соответственно, разнообразным товаром. Ввиду этого придумать и создать уникальный товар получается немногим компаниям, а выходить с аналогичным товаром на рынок практически бессмысленно. Таким образом, получается, что конкурентный рынок отсекает большое количество фирм, не давая им возможности начать работать;
- Конкурентный рынок диктует свои цены и правила, которые не всегда уместны в том или ином политическом и экономическом строе. Государство почти не вмешивается в рынок конкуренции, и не контролирует его, хотя возникают такие ситуации, где необходимо государственное вмешательство, например, для регулирования цен на товар первой необходимости (хлеб, молоко). В конкурентном рынке компании сами определяют стоимость товара в зависимости от средней цены на рынке, делая ее чуть выше или чуть ниже.Потребитель может ее изменить только спросом на товар, что почти не действует в отношении товаров первой необходимости, в данном случае потребители остаются бессильными.
Таким образом, невозможно существование рыночных структур без конкуренции внутри них.
Конечно, конкуренция внутри рыночных структур имеет недостатки, но также и преимущества, которые позволяют развиваться рыночным структурам.