Рынок – это площадка, на которой осуществляются различные экономические отношения между субъектами и объектами рынка:
- обмен,
- потребление,
- распределение и т.д.
Субъекты и объекты рыночных структур
Рыночная структура позволяет определить и отразить все аспекты деятельность рыночной отрасли, например, определить какое место занимает отрасль на рынке, сколько покупателей в этой отрасли, какое количество производителей действует, какую продукцию и какого качества производят, какова конкурентная обстановка и т.д.
Рыночные структуры – это совокупность качеств и признаков, которые характеризуют поведение предприятий на рынке.
Основными субъектами рынка и рыночных структур считаются производитель товара или услуги и потребитель этого товара или услуги. Без этих двух субъектов рынок теряет смысл. Между потребителем и производителем реализуется обмен. Обмен невозможен без объекта рынка.
Объектом рынка и рыночных структур признаются все товарные и денежные отношения внутри рынка, а точнее сами деньги и товар. Товар на рынке может быть любым: земля, производимая продукция предприятиями, различного рода услуги и т.д.
Внутри рынка, как утверждают многие специалисты в области экономики и хозяйства, действует множество рыночных структур различного типа и направленности. Однако, есть ряд моделей, которые помогают распознать ту или иную рыночную структуру.
Сущность конкуренции рыночных структур
Главной характеристикой рыночной структуры является наличие и качество конкурентной среды. На сегодняшний день конкуренция главное условие функционирования рынка, с каждым годом конкуренция возрастает, что приводит к поиску новых возможностей для фирмы. Ввиду этого компании ищут новые рыночные структуры с наименьшей степенью конкуренции, чтобы бала возможность влиять на рынок и его устройство.
Два понятия «рыночные структуры» и «конкуренция» взаимосвязаны между собой, так как именно конкуренция или ее отсутствие характеризует рыночные структуры.
Конкуренция в рыночных структурах – это рыночные условия, при которых один и тот же товар, со схожими свойствами могут продавать несколько производителей одному и тому же покупателю.
Смысл конкуренции на рынке и на рыночных структурах – это достижения максимальных благ для клиента, а именно:
- Стратегическое развитие товарных ниш;
- Широкий ассортимент товара;
- Улучшение показателей качества выпускаемого товара на рынок;
- Улучшение сервиса;
- Повышение качества ценообразования;
- Максимизация полезности товара и т.д.
Модели рыночных структур
Модель рыночных структур – это совокупность действий и процессов, которые протекают внутри рынка, на конкретном участке или в конкретной отрасли, отображая экономическую сущность этой отрасли и ее функционирование.
Все модели рыночных структур, так или иначе, построены на конкуренции внутри них, либо это совершенная конкуренция, либо это монополистическая конкуренция и т.п. Преимущественно это связано с тем, что рынок в последнее время в нашей стране и за рубежом основан на конкуренции и ее видах, поэтому и все взаимоотношения внутри него строятся именно на конкуренции.
В экономической теории существуют всего четыре модели рыночных структур.
Первая модель – это совершенная конкуренция. Модель совершенной конкуренции в рыночных структурах подразумевает:
- большое количество компаний (малый и средний бизнес), крупным компаниям в такой конкуренции мест нет; вся производимая продукция внутри структуры однородная, то есть, нет дифференциации товара;
- любая компания может занять нишу в данной рыночной структуре без помех и препятствий;
- все компании в равной степени могут иметь доступ к информации о рынке, о потребителях, о ценах конкурентов и т.д.
Такой вид конкуренции на рынке носит идеальный характер. В современных рыночных условиях в рыночных структурах практически нет такой конкуренции, только в очень ограниченных структурах.
Вторая модель – это чистая монополия. На таких рыночных структурах господствуют производители – монополисты, которые не имеют конкурентов, производят товар в соответствии со своими взглядами и предпочтениями. В таких структурах потребителей почти не играет роли, так как спрос слабо влияет на предложение, наоборот, производитель сам определяет в каком объеме, по какой стоимости и как продавать свой товар на рынок. Такой вид конкуренции в наших рыночных структурах почти отсутствует, он существует в определенных отраслях и не в чистом виде, так как рынок нашей страны – конкурентный.
Третья модель – это монопольная конкуренция. Данная модель в рыночных структурах подразумевает, что в определенной отрасли работает большое количество фирм (малый, средний и крупный бизнес), все они торгуют неоднородным товаром, то есть товар может быть схожим по свойствам, но отличаться некоторыми параметрами или типами, формами и т.д., также все компании могут свободно войти в данную рыночную структуру и покинуть ее в любой момент. В реальной рыночной ситуации такие рыночные структуры существуют и их достаточно много.
Четвертая модель - олигополия. В данном виде конкуренции в рыночных структурах преобладает большое количество фирм на рынке, но все они являются не доминантными, так как существуют компании – концерны или синдикаты, которые диктуют «свои правила» игры, так как все остальные фирмы для них не составляют конкуренции, а лишь «выживают» в созданных рыночных условиях. В реальных условиях олигополия является частым явлением среди рыночных структур, самое негативное, что рост олигополии продолжается, и государство не проводит никаких мер по сдерживанию этой тенденции.
Все перечисленные модели рыночных структур достаточно однозначны, на практике, в реальных рыночных условиях ни одна модель не реализуется в полном объеме. Это зависит от того, что на практике не существует только олигополии или только монополии, в каждой структуре рынка присутствует чаще всего совокупность всех моделей, просто где-то ярко выражена одна модель, где-то - другая.