Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формы рыночных структур

Рыночная структура

Определение 1

Рыночная структура - это такая совокупность множества специальных признаков и черт, которые отражают особенности организации и функционирования той или иной отрасли рынка.

Под структурой рынка также понимают количество и возможности продавцов и покупателей. От степени монополизированности выделяют несколько моделей рынка. Конкуренция является крайне важным фактором, воздействующим на поведение производителей и потребителей. Её уровень определяется относительно того насколько участники рынка могут влиять на цены товаров, на нём реализуемых.

Совершенная конкуренция

Основными особенностями определяющими данные рынок являются:

  • Большое количество фирм, производящих на гомогенные либо другими словами однородные товары;
  • А также характерным признаком совершенной конкуренции является отсутствие каких-либо ограничений для перетекания капиталов из одной отрасли в другую;
  • Крайне актуальный уровень исчерпывающей информации, предоставляемой производителям и потребителям рынка, дающий совершенные знания о положении на экономическом рынке;
  • Полное отсутствие контроля над ценами со стороны потребителей и производителей.

Совершенная конкуренция существует там, где действует Много мелких покупателей и продавцов в отношении одинакового идентичного товара. В связи с чем, никто из них не может повлиять на его цену. Каких условиях цена определяется через свободную игру предложения и спроса соответственно закон о функционировании рынка.

При этом факт существования большого количества покупателей и продавцов является признаком того, что каждый из них может владеть одинаковым объемом информации о рынке и принимает тот уровень цен, уже сложившихся на рынке, который не в состоянии изменить, так как цену на товар рынок формирует самостоятельно.

Такая ситуация дает возможность новым производителям приступить к своей деятельности, то есть выйти на рынок со своим товаром на равных условиях с теми, кто уже существует и ведет свою деятельность на рынке.

С другой стороны, производители также без препятствия на могут покинуть рынок, Выйди из него в любой момент. Свобода перемещения характерная для такого типа рыночной структуры, дает понимание о постоянном изменении числа производителей. Тем не менее, оставшиеся продавцы, в связи с тем, что их крайне много, не могут контролировать рынок, так как все являются мелкими участниками.

«Формы рыночных структур» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Несовершенная конкуренция

Определение 2

Несовершенно конкурентным рынком называют тот, где либо продавцы либо покупатели могут воздействовать на цену.

Примерами таких рынков могут быть рынок автомобилей или фирменных ресторанных блюд. Цену могут регулировать индивидуальные продавцы. Естественно, в погоне за максимальной прибылью производители используют эту возможность. В реальной жизни значение имеют характеристики всех типов несовершенной конкуренции.

Различают следующие типы несовершенной конкуренции:

  • Монополистическая конкуренция;
  • Олигополия;
  • Монополия.

Все из них характеризуются большим количеством продавцов на конкурентном рынке, которые не имеет возможности влиять своими силами на формирование рыночной экономики.

Чистая монополия

Чистая Монополия это такая рыночная структура, которая характеризуется существование рынок одного продавца товар, который имеет близких заменителей.

Также монополистом принято называть самого производителя монопольной продукции, который является единственным продавцом данного товара.

Рынок, на котором доминирует монополия, является резко контрастным по отношению к конкурентному рынку.

Специфика монополизма заключается в том, что он является единственным источником предложения для потребителей, которые теоретически желают приобрести его продукцию.

Такая фирма не имеет продавцов-соперников, конкурирующих с ним на рынке.

Само понятие Чистая Монополия является абстрактным. Практически существует не такое уж и большое количество продуктов, если они вообще есть в природе, которому невозможно подобрать заменители.

Примером может служить Почтовая служба, которая, на первый взгляд, является единственным поставщиком, предоставляющим узконаправленные услуги по доставке корреспонденции. Тем не менее услуги почтовой службы можно с легкостью заменить на телекоммуникационные средства связи, электронную передачу сообщений, а также службами транспортных компаний и международных экспресс доставок.

Олигополия

Определение 3

Олигополия - это такая рыночная структура, которая предполагает наличие не значительного числа производителей товара, которые действуют на рынке совместно.

Основной характерной чертой Какого типа рыночной структуры является немногочисленный совместно действующих производителей, которые могут воздействовать на рынок индивидуально.

Дуополия является одним из самых простейших случаев олигополии.

Принято выделять два вида олигополия:

  • Первый тип олигополии иначе называется черты олигополии. Отрасли, характеризующиеся большим количеством предприятий и преимущественно однородной продукцией, являются экономическим полем для действия олигополии. Примером такой отрасли может быть нефтеперерабатывающая.
  • Олигополия 2 типа ещё называют дифференцированной олигополией. Это такая рыночная структура, в рамках которой дифференцированную продукцию продают несколько производителей.

Монополистическая конкуренция

Замечание 1

Следует отметить еще один тип рыночной структуры - монополистическую конкуренцию. Такой тип рыночной структуры характерен для ситуации, когда соревнуется Некоторое количество продавцов между собой с целью продать на рынке дифференцированный товар. При этом возможно возникновение и появление на рынке новых производителей.

Основными чертами монополистической конкуренции считается:

  • На рынке ведут хозяйственную деятельность большое количество продавцов;
  • Продавцы действуют на рынке самостоятельно без учета реакции соперников;
  • Товар представленный на рынке не имеет совершенного заменителя среди товаров других производителей;
  • Существуют благоприятные условия для свободного входа и выхода на рынок производителей.
Дата последнего обновления статьи: 13.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot