История формирования рыночной системы
Со времен развития крупного машинного производства началось формирование национального рынка, которое пришло на смену средневековой цеховой монополии ремесленников. На смену жесткой регламентации сбыта товаров пришла свободная конкуренция, на основе которой начали вести свою деятельность раздробленные обособленные небольшие предприятия.
Капиталистические монополии пытались разрушать такой рынок. Они предпринимали действия по учету и воздействию на рынок всеми возможными рычагами.
Такое государственное вмешательство создало особый нерыночный вид субъекта, называемый сектором хозяйства. Здесь монополии работали по государственным заказам, предлагали товары по установленным ценам. Всё это сопровождалось гарантированным сбытом.
Ни один общественный строй не в состоянии обходиться без рыночной системы.
Именно рыночная система сквозь времена демонстрирует уникальные возможности, где в отсутствие какого-либо насильного вмешательства происходит сбалансированный уровень спроса и предложения, стимулирование предприимчивости, максимальный уровень информированности по малейшим изменениям хозяйственной конъюнктуры, что в целом делает деятельность хозяйствующих субъектов наиболее эффективной, с минимальным количеством издержек, с максимальным уровням прибыли.
Формирование рыночной структуры
Формирование рыночной структуры также, как и рынка происходит в стихийном порядке. Все существующие в природе рыночные структуры сформировались под воздействием окружающих факторов.
Каким бы то ни было образом воздействовать на формирование рыночной структуры возможно только через государственное вмешательство.
Надо учитывать, что государственное вмешательство не может в полной мере в корне поменять ту или иную рыночную структуру.
На государственном уровне через законодательные акты возможно в какой бы то ни было области проводить регулирование некоторых аспектов рыночной структуры.
В целом, через государственное вмешательство происходит противостояние естественному её развитию. То какие факторы влияют на формирование той или иной структуры можно подробно изучить, погрузившись в описание интересующей рыночной структуры.
Но всегда наиболее важную роль играет конкуренция, количество продавцов, их поведение.
Надо также сказать, что рыночная структура — это сложное понятие и она имеет большое количество аспектов. Определить тип рыночной структуры можно по характеру объектов сделать на рынке.
В процессе развития общество были сформированы разные виды рынков:
- Рынки услуг и продуктов;
- Рынки факторов производства.
К ним относятся рынок капитала, земляной рынок, рынок труда; в процессе классификации рыночных структур, необходимо опираться на определение природы продукта, а также количество продавцов.
Как правило, под структурой рынка понимается количество продавцов и покупателей, а также какова доля реализуемого и покупаемого товара, уровень стандартизации продукции, уровень сложности входа или выхода из рынка.
Именно эти составляющие признаки, по которым можно определить тип рыночной структуры, одновременно являются факторами формирования той или иной рыночной структуры.
Классификация структур рынка
В классификации структур рынка существует всего два противоположного типа рыночных структур:
- Это чистая монополия;
- И совершенная конкуренция.
Фундаментальное отличие между ними заключается в том, что в совершенной конкуренции формируется рынок на основе конкурентных отношений, чистая монополия существует в условиях, когда производителем является одна фирма, которая реализует все предложения определённого продукта.
Но это всё в теории. В реальной жизни рынки, как правило, находятся между двумя этими крайними положениями. Но общество изучает и анализируют предельные ситуации с целью понимания различного рода проблем и промежуточных вариантов.
Общие понятия рынок как правило подразумевает под собой совокупность нескольких видов типов рынка, отличающихся друг от друга различными признаками. Не существует общепринятой классификации, но тем не менее рынки разделяют по некоторым признакам на обособленные группы по территориальному, организационному и функциональному признакам.
По организационному признаку выделяют:
- Рынок совершенной конкуренции;
- Рынок чистой монополии;
- Олигополистический рынок;
- Монополистическая конкуренция.
По степени монополизированности, то есть ограничения конкуренции выделяют несколько моделей рынка. Конкуренция, как уже было сказано выше, крайне важный фактор. Он воздействует на взаимоотношения производителей и потребителей. Ещё одной особенностью конкуренции является то, что она определяет уровень влияния участниками рынка на ценообразование товаров, которые они реализуют. Чем меньше влияние монополизированности, тем больше на рынке конкуренции.
Если коротко вспомнить какими характеристиками обладают все модели структуры рынка, то получится следующий краткий обзор.
В условиях совершенной или чистой конкуренции существует большое количество мелких фирм. Все они производят идентичный стандартный товар, а барьеры проникновения в какую-либо отрасль отсутствуют. Получается, что товар может быть выпущен любой организацией, которая желает получать прибыль от производства и реализации этого продукта.
Чистая Монополия отличается немного другими условиями. Здесь в качестве продавца выступает одно предприятие, а продукт, который оно производит является недифференцированным (отсутствует какое-либо разнообразие). Барьеры проникновения в ту или иную отрасль здесь существуют.
Монополистической конкуренции характерно также большое количество фирм, но крупных. Они производят дифференцированный продукт, то есть не только одежду, но и обувь. Проникновение в отрасль характеризуется как достаточно свободное.
Особенность олигополии заключается в том, что в рамках этой рыночной структуры свою деятельность ведут небольшое количество крупных организаций. Они могут воздействовать на стоимость товара путем введения общей экономической стратегии. И в такую структуру возможность проникновения новых производителей также крайне затруднена.