Факторы рыночной структуры
Причины, которые являются движущими силами, становятся факторами структуры рынка, определяющими его экономическое положение.
Выделяют следующие факторы рыночной структуры:
- Диверсификация производств;
- Вертикальная интеграция;
- Дифференциация товаров;
- Конкуренция импорта;
- Минимальный эффективный объем;
- Реклама;
- Эластичность спроса.
Рассмотрим их особенности.
Вертикальная интеграция и диверсификация
Интеграция означает слияние в одной компании различных производств, которые относятся к одной сфере хозяйствования и следуют друг за другом.
Таким примером могут быть нефтяные магнаты, владеющие заправками, когда собственник металлургического завода приобретает и машиностроительный завод. Под влиянием вертикальной интеграции, экономическая структура рынка приобретает черты монополизации. Связано это с тем, что процесс такой способствует усилению влияния отдельных компаний сразу на большом количестве рынков, что, соответственно, приводит к ослаблению конкуренции.
Диверсификацией называют ситуацию, когда компания начинает производство и выпуск различных видов товаров общего направления, не выходя при этом за рамки своего сегмента. Примером диверсификации можно назвать владельца печатного издания, выпускающего глянцевый журнал, который принимает решение выпускать еще газету, учебную литературу, художественную литературу, другую печатную продукцию.
Таким образом, организация завоевывает большой сегмент рынка, занимает благоприятное место под солнцем на других схожих рынках. Данный фактор дает возможность укрепления позиций компании и помогает выжить ей. В случае если появляются риски банкротства в сфере глянцевых журналов, то на рынке газет, научной и художественной литературы такая компания может процветать.
Дифференциация товаров
С таким явлением, как дифференциация товаров, мы сталкиваемся практически ежедневно, каждый из нас, в ситуациях, когда мы стоим перед выбором: какой марке товара отдать предпочтение.
Допустим, на полках хлебного магазина есть некоторое количество видов белого пшеничного хлеба. В принципе, все варианты идентичные и крайне близки друг другу, но имеют различные названия и по-разному упакованы, и так далее. От дифференциации товара в значительной мере зависит структура рынка. Она состоит в специализации предприятия на выпуске аналогичных товаров под разными марками.
Такие товары могут отличаться:
- По цене и дизайну;
- Также по качеству изготовления и предоставляемых условиях покупки, например, по проводимой акции;
- Сюда относятся также различия в обслуживании товара после его приобретения, как правило это относится к бытовой технике, и местах сбыта.
Дифференциация также положительным образом влияет на положение производителя на рынке. Проявляется это в усилении позиций в отрасли через развитие приверженности какой-то определенной части потребителей, к уже полюбившийся марке товара.
Данная способность дифференциации способствует увеличению уровня конкуренции между фирмами, которые производят аналогичные друг другу товары, а также побуждает и стимулирует производителя для поиска новых решений по улучшению качества товара с целью удержать своего потребителя и приобрести нового.
Выпуск продукции минимальной эффективного объема
Влияние этого фактора на структуру рынка происходит через количество компаний. Выражается это в том, что отрасль может допустить на рынок определённое количество фирм. Минимальный выпуск экономически эффективного объема продукция должен быть соотнесен к минимальной усредненной величине издержек производств.
Данное равное соотношение должно быть в каждой отрасли. Количество предприятий, эффективно работающих в отрасли, рассчитывается путем соотношения спроса на товары в отрасли к показателю самого минимального эффективного выпуска продукции.
В случае если на него приходится около половины рынка, то эффективными смогут быть только две компании, если минимальный объем товаров удовлетворяет всего 2% спроса, то количество эффективных компаний возрастет до 50.
Соответственно, если минимальный выпуск товаров имеет высокое значение, значит количество компаний, которым отрасль позволит выйти на рынок, будет меньше.
В свою очередь, величина издержек производства может складываться из таких расходов, как затраты на рекламу, на производство множества различных марок в рамках аналогичных идентичных товаров, на содержание административного аппарата.
Конкуренция импорта
Как правило, наличие на внутреннем рынке каких-либо товаров иностранного происхождения подрывает позиция национальных фирм производителей. Это может значительно сказаться на структуре рынка.
Выявить, что иностранный производитель вытесняет товары отечественного производства можно обратив внимание на наличие на внутреннем рынке товаров отечественных производителей, которых заметно меньше.
Также важно учитывать, что если отечественный производитель отпускает на экспорт большую часть своей продукции, то он не в состоянии диктовать свои условия на внутреннем рынке, то есть теряет свои позиции.
Эластичность спроса
Эластичность спроса можно записать в виде формулы, как отношение уровня изменения цены на товар к уровню изменения спроса на него, в процентах.
Эластичность спроса не допускает постоянного роста цен. В связи с тем, что такие меры не могут привести к увеличению объемов продаж, что, соответственно, не может компенсировать издержки и увеличить доход.
Развитие структуры рынка также во многом зависит от данного фактора эластичности спроса, так как увеличение спроса на рынке дает возможность большому количеству компаний выйти на рынок, заняв свою нишу.
В такой ситуации власть одной компании ослабевает, так как растет конкуренция, которая вынуждает прибегать к поиску использованию других механизмов структуры рынка, например, таких как дифференциация товара или диверсификация производства.
Также в качестве механизмов часто используется реклама, расходы на которую увеличивают издержки компании, но, с другой стороны, происходит укоренение положения компании на рынке. По итогу, реклама является хорошим усилителем рыночной власти компании и фактором, снижающим ценовую конкуренцию.