Рыночное равновесие – это такая ситуация на рынке, которая характеризуется равенством объема спроса на товар и его предложения.
Равновесная цена и равновесный объём
Характеристиками рыночного равновесия являются равновесная цена и равновесный объём.
Равновесная цена — это та цена, при которой на рынке объем спроса равен объему совокупного предложения. В рамках графика спроса и предложения равновесная цена находится в точке, где пересекаются кривая спроса и кривая предложения.
Равновесный объём — это объем спроса и предложения продукта при определенной равновесной цене. В случае свободного движения цены согласно изменению спроса и предложения товар, проданный на рынке, распределяется, исходя из способности покупателей оплачивать ту цену, которую предлагает производитель. В случае превышения спроса над предложением цены будут расти до тех пор, пока уровень спроса не перестанет превышать совокупное предложение. Если предложение выше спроса, то в рамках рынка совершенной конкуренции цены будут снижаться до того момента, пока каждый из предлагаемых товаров не найдет своего покупателя.
Предложение и спрос являются взаимозависимыми элементами рыночного механизма, в котором спрос зависит от платежеспособной потребности покупателя (потребителя), а предложение зависит от совокупности товаров, предлагаемых продавцом (производителем). Соотношение спроса и предложения представляет собой обратно пропорциональную зависимость, которая определяет соответствующее изменение уровня цены на товар.
Экономический анализ спроса и предложения – это универсальное средство, которое можно применить к широкому кругу различных проблем. С его помощью можно прогнозировать влияние изменяющейся мировой экономики на рыночную цену и производственную эффективность; оценить степень влияния правительства на цены, минимальную заработную плату и экономические стимулы, а также проанализировать воздействие налогов, пошлин, субсидий на импорт на потребителей или производителей.
Важнейшие функции равновесной цены в условиях рынка:
- Информационная функция заключается в том, что величина равновесной цены выступает в роли ориентира для различных субъектов рынка;
- Нормирующая функция связана с тем, что равновесная цена нормирует распределение продукции, сигнализируя потребителю о степени доступности для него данного товара и о том, какой объем предложения товара при данном уровне дохода ему доступен. Одновременно с этим равновесная цена показывает производителю, получится ли у него окупить собственные расходы или ему необходимо воздержаться от данного вида производства. Таким образом, происходит нормирование спроса производителя на те или иные ресурсы;
- Стимулирующая функция равновесной цены вынуждает производителей сокращать или расширять производство посредством изменения технологии и ассортимента для того, чтобы издержки соответствовать цене и запланированной норме прибыли.
Основными свойствами рыночного равновесия являются:
- рынок отдельного товара также может характеризоваться наличием рыночного равновесия;
- существование равновесия возможно только для единственного сочетания значения цены и объема.
- объем спроса и объем предложения не могут быть равны друг другу для любого неотрицательного значения цены;
- на рынке существует несколько сочетаний между ценой и объемом, при которых возможно достижение равновесия.
Виды рыночного равновесия
В условиях современного рынка равновесие может быть устойчивым или неустойчивым. Если вслед за нарушением равновесия рынку удается приходить в состояние равновесия с установлением прежних равновесных цены и объема, то такое равновесие называется устойчивым. Если вследствие нарушения равновесия на рынке может быть установлено новое равновесие с изменением уровня цен и объема спроса (предложения), то такое равновесие принято называть неустойчивым.
В общем случае, под устойчивостью равновесия подразумевается способность рынка вновь приходить в равновесное состояние через установление прежней равновесной цены и объёма. Устойчивость рыночного равновесия может быть абсолютной, относительной, локальной (когда колебания цен происходят в определенных границах) и глобальной (может устанавливаться при любом колебании).
Исходя из временных возможностей производителя и уровня эластичности экономического предложения, различают несколько видов рыночного равновесия:
- Мгновенное равновесие - его возникновение связано с возрастанием спроса при отсутствии у производителей времени для соответствующего изменения предложения, т.е. при его совершенной неэластичности. В качестве примера можно привести резкий рост спроса на клубнику, когда в этом сезоне производители не имеют возможности увеличивать ее предложение. Как правило, равновесие на рынке достигается при ценах, которые превосходят ее первоначальный уровень.
- Краткосрочное равновесие: в случае увеличения спроса предложение растет за счет увеличения загрузки производственных мощностей. При увеличении спроса производители вынуждены вводить дополнительную рабочую смену, увеличивая за счет этого предложение и повышая тем самым его эластичность. Соответственно цена при краткосрочном равновесии будет ниже цены при мгновенном равновесии, но выше, чем первоначальная цена.
- Долгосрочное равновесие подразумевает расширение имеющихся мощностей производства и увеличение числа предприятий конкретной отрасли, а значит и соответствующее перераспределение ресурсов. В данном случае предложение более эластично. Цена в долгосрочном равновесии ниже цены краткосрочного и мгновенного равновесия, она достаточно устойчива и имеет признаки «нормальной» рыночной цены.
Теория рыночного равновесия важнейшее значение отводит фактору времени: мгновенное равновесие при неизменном предложении; краткосрочное равновесие при росте предложения без наращивания числа используемого оборудования; длительное равновесие «нормальной цены» с необходимость замены оборудования для производителя.