Справочник от Автор24
Все самое важное в приложении

Равновесие на товарном рынке

Понятие рыночного равновесия

Определение 1

Рыночное равновесие – это равное соотношение спроса и предложения на конкретном рынке.

Рыночное равновесие предполагает достижение равновесной цены, которая сохраняет свое значение, независимо от колебаний спроса и предложения. Помимо того, объем продукции рынка в условиях равновесия, также, является равновесным.

Формирование равновесной цены на рынке имеет важное значение. Она является фактором рыночного регулирования и развития, за счет выполнения следующих функций:

  • информационное обеспечение участников рынка - происходит снабжение информации продавцов и покупателей о ценах на продукцию конкретного вида;
  • нормирующая функция - она связана с демонстрацией потребителю его возможностей приобретения продукции конкретного вида в рамках установленной цены и демонстрацией производителю способов оперирования издержками производства, т. е. производитель оценивает свою потребность в ресурсах и их доступность, что приводит к нормированию спроса производителя на факторы производства;
  • стимулирование деятельности производителей - цены воздействуют на рост и сокращение объемов производства, издержек, в ориентации на получение прогнозируемого объема прибыли.
Подготовим детей к школе
Улучшим оценки, поможем с изучением английского языка, адаптируем к новым предметам
Выбрать занятия

Рыночное равновесие может быть достигнуто лишь, для определенной комбинации уровня цены и объемов продаж. Объемы спроса и предложения никогда не будут равными для любого уровня цен. Равновесие можно достичь при сочетании цены и объема продаж в нескольких вариациях. Таких вариаций немного. В основном, достижение рыночного равновесия возможно только в условиях совершенной конкуренции. Рыночное равновесие может носить краткосрочный характер. Это происходит в результате роста предложения в ответ на рост спроса за счет повышения производительности труда, загрузки производственных мощностей.

Подходы к объяснению равновесия на товарном рынке

Достижение равновесия на товарном рынке может быть объяснено двумя основными способами:

  1. Классический подход. Такой подход связан с исследованием совокупного предложения. Он предполагает, что формирование равновесия товарного рынка в долгосрочном периоде возможно, только при полноценном использовании ресурсов. Это приводит к тому, что равновесный объем выпуска приравнивается к потенциальному объему выпуска товаров. Потенциальному объему выпуска будет равен совокупный спрос т.е. объем расходов потребителей на приобретение товаров конкретного вида по установленным ценам. Однако, это характерно, только для краткосрочного периода.
  2. Кейнсианский подход. Кейнс выдвинул гипотезу о том, величина совокупного выпуска определяется величиной совокупных расходов, т. е. спрос определяет предложение. Эта гипотеза была доказана и реализована графически в модели «доходы-расходы». Она получила и иное наименование - «Кейнсианский крест». Данный подход исходит из наличия определенной негибкости цен и, следовательно, несостоятельности рыночного механизма с точки зрения достижения макроэкономического равновесия, т. е. рынок самостоятельно не может прийти в равновесное состояние. Потому, требуется вмешательство государства в рыночным процесс для стабилизации цен и объемов производства.
«Равновесие на товарном рынке» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Консультации эксперта по предмету
Найти эксперта
Помощь в написании учебной работы
Узнать стоимость

Кейнсианский крест. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Кейнсианский крест. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Достижение равновесия товарного рынка и сохранение его устойчивости

Чтобы достичь равновесия на товарном рынке, т. е. обеспечить равные величины спроса и предложения на товары, требуется создание специальных условий, которые позволят удовлетворить потребности всех субъектов рынка.

Условиями достижения рыночного равновесия являются:

  1. Реализация всего объема, произведенной продукции. Все товары должны быть проданы, что обеспечивает возврат денежных средств, потраченных экономическими агентами в экономику. Причем, деньги возвращаются в большем объеме, обеспечивая получение прибыли производителями. Потребление, таким образом, выступает в роли производственных инвестиций.
  2. Оперирование производителями объемами выпуска продукции. Оно реализуется через уменьшение или увеличение объемов выпуска продукции в ориентации на удовлетворение величины потребительского спроса.
  3. Альтернативное использование одного и того же ограниченного ресурса в производственном процессе.
  4. Стабилизация денежной массы в обращении.
  5. Минимизация безработицы.

Достижение равновесия на товарном рынке, в принципе возможно, но его стабилизация не всегда возможна т.е. сохранение равновесия в устойчивом состояние в течение длительного периода, практически, нереально. Тоже самое касается и неравновесных рыночных состояний. Они не являются стабильными. Поэтому, рынок товаров непрерывно пребывает в состоянии равновесия – неравновесия. Экономистом Ф. Эджвортом предлагается достаточно реалистичный метод достижения равновесия. Он исходит из того, что установление цен происходит путем перезаключения контрактов. Если этот метод принимается как реалистичный, то достигнутый вариант цены можно считать единственным.

Еще одним вариантом достижения равновесия на товарном рынке считается «катастрофическое ценовое колебание». Как правило, оно касается сезонной продукции. Его суть состоит в том, что цены на товары при их продаже не в сезон (например, на помидоры и огурцы весной, клубнику зимой) устанавливаются на высоком уровне. Это обусловлено низким предложением, дающим возможность реализаторам продать товары прошлого урожая или текущего (тепличные овощи и фрукты) по высоким ценам. Ближе к сезону происходит рост объемов предложения соответствующей продукции. Это обуславливает спад цен. В итоге, наступает момент, когда падение цен ускоряется и происходит быстрее, чем растет предложение. Производители и реализаторы больше не получают объективной информации о предложении. Происходит ценовая катастрофа, стимулирующая установление рыночного равновесия.

Не нашел нужную статью?
Воспользуйся новым поиском!
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Дата последнего обновления статьи: 14.04.2022
Трудности с учебой
Трудности с написанием работы?

Эксперты на Автор24 помогут сделать любую учебную работу!

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу «ДокСтандарт»

Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд

Попробовать
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot