Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Рынки совершенной и монополистической конкуренции

Определение 1

Конкуренция – это движущая сила рынка, условие внутреннего развития, состояние, при котором участники рынка ведут борьбу за лучшие условия производства и продажи продукции.

Рыночные структуры

Рыночная экономика является сложной и динамичной системой, которая имеет множество связей продавцов, покупателей и других участников деловых отношений. В связи с этим рынки не могут быть однородными. Их отличает целый ряд параметров: размер и качество фирм, ведущих деятельность на рынке, степень их воздействия на цены, тип предлагаемой продукции и другие. Данные характеристики являются отличительными чертами типов рыночных структур, т.е. рыночных моделей. Ан сегодняшний день выделяются четыре типа рыночных структур:

  • Совершенная конкуренция (чистая);
  • Монополистическая конкуренция;
  • Олигополия;
  • Чистая монополия.
Определение 2

Таким образом, под рыночной структурой понимается комбинация характерных признаков организации рыночной среды. Каждому типу рыночной структуры присущ свой характерный признак, влияющий на формирование уровня цен, взаимодействие продавцов на рынке и т.д. Помимо этого, рыночные структуры различаются по степени конкуренции.

Ключевыми характеристиками типов структур рынка являются:

  • Количество фирм в отрасли;
  • Размер фирм;
  • Число покупателей в отрасли;
  • Вид продукции;
  • Входные барьеры;
  • Доступность информации о рынке;
  • Возможность фирмы оказывать влияние не ценообразование.

Самой важной характеристикой типа рыночных структур является уровень конкуренции, т.е. возможность отдельной фирмы влиять на общую рыночную конъюнктуру. Чем более конкурентный рынок, тем ниже возможность влияния.

«Рынки совершенной и монополистической конкуренции» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Сравнительный анализ характеристик типов рыночных структур представлен на рисунке 1.

Характеристики рыночных структур. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Характеристики рыночных структур. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Рынок совершенной конкуренции

Замечание 1

Совершенная конкуренция представляет собой такую экономическую модель, идеализированное рыночное состояние, при котором отдельные продавцы и покупатели не в состояния оказать влияние на цену, однако формируют ее посредством спроса и предложения.

Рынок совершенной конкуренции отличают следующие характерные черты:

  • Многочисленность рыночных субъектов, которые характеризуются небольшими размерами деятельности, небольшим спросом и предложением, а также небольшой долей на рынке;
  • В рамках данного рынка производится и реализуется однородная продукция. Товары различных предприятий взаимозаменяемы. В таких условиях ни один покупатель не станет платить продавцу большую цену, чем заплатит ее конкурентам. Субъекты обладают полной информацией о ситуации на рынке и выбирают контрагента по своему усмотрению;
  • Рыночные субъекты не могут влиять на рыночную цену. Каждое предприятие производит настолько небольшую долю продукции от общего объема, что снижение или же увеличение выпуска данным предприятием не повлияет на общее предложение и цену товара. Также и поведение субъекта спроса на таком рынке не окажет влияние на параметры цены на рынке из-за небольшой доли в общем масштабе рыночного спроса. Таким образом, формирование рыночных цен на товары происходит под воздействием общего предложения и спроса. Каждый продавец в праве устанавливать свою цену на реализуемую продукцию, однако, его стремление к получению выгоды от деятельности заставляет ориентироваться на цену на рынке. Невозможность единоличного воздействия на параметры рыночной цены становится причиной того, что спрос на товары конкурентного предприятия является полностью эластичным, т.е. рыночная цена не будет изменяться, даже при условии, что объем спроса со стороны конкретного субъекта существенно изменится.

На рынке совершенной конкуренции отсутствуют барьеры при входе и выходе. Вхождение на такой рынок не ограничено ни для покупателей, ни для продавцов. В связи с малыми объемами капиталов и денежных средств доступ на рынок свободен. Не существует трудностей с прекращением деятельности на таком рынке. Рыночные условия никого не вынуждают оставаться в отрасли, если они не соответствуют интересам субъекта.

Рынок монополистической конкуренции

Монополистическая конкуренция представляет собой такой тип рыночной структуры, который наиболее приближен к совершенной конкуренции.

Особенностями монополистической конкуренции являются:

  • Большое количество продавцов и покупателей, каждый из которых может удовлетворить небольшую часть рыночного спроса на общий товар. Большое число продавцов связано с тем, что они не учитывают реакцию своих соперников при выборе объемов продаж и установлении цен на продукцию, в отличие от олигополии, при которой на рынке одного типа товара функционирует только несколько продавцов;
  • Несущественные барьеры при вступлении в отрасль. В рамках монополистической конкуренции достаточно легко основать фирму в отрасли или же покинуть рынок, поскольку вход не затруднен барьерами, присущими монополии и олигополии. Однако, в сравнении со входом на рынок совершенной конкуренции, он не настолько легкий, так как только что пришедшие фирмы в большинстве случаев испытывают трудности с новыми для покупателей торговыми марками, особенно это заметно на рынках детской, женской и мужской одежды, рынке обуви, ювелирных изделий.

В рамках монополистической конкуренции производится дифференцированная продукция, имеющая много заменителей. При том, что на отраслевом рынке реализуются товары одного типа, в монополистической конкуренции товар каждого продавца имеет специфические качества или характеристики, способствующие тому, что некоторые покупатели предпочитают именно его товар товарам конкурентов. Такая ситуация носит название дифференциация товара. Специфичность товара дает продавцу некоторую степень влияния на цену.

Еще одна черта монополистической конкуренции – это существование неценовой конкуренции. Фирмы при соперничестве друг с другом не всегда пользуются ценовой конкуренцией, а активно применяют методы неценовой конкуренции, в частности, рекламу.

Дата последнего обновления статьи: 24.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot