Понятие и назначение бюджетных кредитов
Бюджетное кредитование – средства, выделяемые из государственного бюджета под очень низкую процентную ставку регионам страны, нуждающимся в заемных средствах.
Бюджетное кредитование является определяющим фактором формирования государственного долга по регионам, составляя от него примерно 50 процентов.
Необходимость бюджетного кредитования регионов обусловлена тем, что банковское кредитование является слишком дорогим для финансирования бюджетных нужд регионов, в результате чего государство возлагает на себя обязанность их кредитования под низкий процент. С учетом уровня ставки процента по бюджетным кредитам более точным названием для них является рассрочка на очень выгодных условиях.
В программах бюджетного кредитования участвует более 70 регионов Российской Федерации из общего числа 85.
Однако в настоящее время (скорее всего в силу экономико-политических проблем страны, вызванных экономическими санкциями) государство прекращает практику кредитования регионов.
Однако, с тем, чтобы предотвратить резкий прирост дефицита в региональных бюджетах и в качестве меры поддержки предусмотрено перераспределение процентных выплат по бюджетным кредитам. Данная мера будет способствовать снижению бюджетной нагрузки на плательщиков, большая часть которых отдавала все свободные бюджетные средства на погашение кредитов.
Данная мера получила название реструктуризация бюджетных кредитов, суть которой сводится в снижении ежегодных кредитных выплат за счет увеличения продолжительности кредитования.
Кроме того, параллельно с реструктуризацией бюджетных кредитов регионам поручено разобраться и с коммерческим кредитованием посредством высвободившихся средств. В частности, планируется применить и реструктуризацию коммерческих кредитов.
Цели реструктуризации бюджетных кредитов
С 1 января 2018 года началась добровольная реструктуризация бюджетных кредитов, реализуемая в рамках программы помощи регионам. Назначение реструктуризации бюджетных кредитов заключается в следующем:
- во-первых, данный процесс будет способствовать высвобождению средств, которые до него планировалось направить на погашение кредитных обязательств. Это позволить перенаправить их на финансирование иных региональных нужд. Согласно разработанным планам реструктуризации за счет экономии на процентных платежах уже в первый год реализации программы в регионах останется в распоряжении около 250 миллиардов рублей;
- во-вторых, реструктуризация бюджетных кредитов будет способствовать реструктуризации государственного бюджета в целом. Из состава расходов государственного бюджета в связи с реструктуризацией исключается статья кредитования регионов, в частности, она отсутствует в действующем бюджете.
Программа реструктуризации бюджетного кредитования
Программа реструктуризации бюджетного кредитования реализуется по инициативе Президента российской Федерации.
Продолжительность данной государственной программы рассчитана на реализацию в течение семи лет, начиная с 1 января 2018 года.
При этом в определенных случаях некоторые регионы могут увеличить ее продолжительность до двенадцати лет при выполнении ряда условий. К числу таких условий относятся:
- во-первых, увеличение налоговой базы по региону;
- во-вторых, повышение неналоговых поступлений в региональный бюджет (темп их прироста не должен быть ниже темпа роста инфляции);
- в-третьих, продолжение работы по повышению инвестиционной привлекательности региона;
- в-четвертых, использование налоговых стимулов в отношении инвесторов и предпринимателей.
Причем два последних условия являются следствием реализации двух первых.
Правила реструктуризации бюджетных кредитов
Основное изменение в бюджетной политике государства в сфере кредитования заключается в том, что при наличии несвоевременного погашения бюджетных кредитов на регион возлагается обязанность по полному единовременному погашению кредита.
Такая мера предусмотрена в случае:
- во-первых, просрочки по процентным платежам;
- во-вторых, просрочки по реструктуризированному кредиту;
- в-третьих, при отсутствии дополнительного соглашения.
Однако государство оставляет два смягчающих условия по нарушению сроков погашения бюджетных кредитов:
- во-первых, наличие обстоятельств непреодолимой силы (так называемый форс-мажор, например, стихийное бедствие в регионе);
- во-вторых, смена допустившего просрочку губернатора региона.
Реализация данной политики может стать причиной объявления дефолта регионов, однако, по мнению экспертов, Минфин России будет демонстрировать достаточно гибкую позицию в этом вопросе с целью предотвращения такой ситуации. Предполагается, что работа по данному вопросу будет вестись отдельно по каждому региону. В качестве возможных мер компенсации негативного эффекта называются межбюджетные трансферты, рефинансирование, контроль расходов бюджета региона и так далее.
Дополнительным требованием в отношении реструктуризации бюджетных кредитов является выставлений ограничений на величину бюджетного дефицита, которая не должна превышать 10 процентов от уровня региональных доходов. Нарушение данного правила отражается на погашении бюджетного кредита – начинает действовать требование по досрочному погашению бюджетного кредита, но не в полном объеме, а в размере, не превышающем 20 процентов.
Кроме того, для регионов установлены следующие ограничения:
- во-первых, процентных ставок по вновь привлекаемым кредитам (в пределах превышения ключевой ставки не более чем на 1 процент);
- во-вторых, соблюдение темпов снижения долгов по региону.
Общая схема реструктуризации бюджетных кредитов предусматривает возвращение в государственный бюджет в течение первых двух лет средств в пределах 5 процентов суммы долга по бюджетным кредитам, в последующие годы – в пределах 10 процентов.