Реорганизация предприятия
Реорганизация – это прекращение функционирования экономического объекта, в результате которого создается новое юридическое лицо.
Она проводится по решению владельцев предприятия или участников уставного капитала. Решение может приниматься уполномоченным органом, который обладает правом распоряжения учредительными документами предприятия. После вынесения вердикта о реорганизации, владельцы компании в письменной форме должны оповестить об этом своих кредиторов. Последние имеют право потребовать прекращения отношений займа, либо полного закрытия долга. Если есть убытки, то кредитор может требовать их погашения.
Существует несколько форм реорганизации:
- Слияние.
- Присоединение.
- Разделение.
- Выделение или преобразование.
Реорганизация является эффективным инструментом решения определенных бизнес-задач. Причинами реорганизациив российской действительности стали санкционные ограничения, амнистия капиталов, общая экономическая ситуация в стране, налоговые преимущества, возможность оптимизации управления внутренними процессами в корпорации. С помощью реорганизации решаются вопросы разделения активов между разными группами акционеров, осуществляется выделение отдельных видов бизнеса, а так же передача имущества внутри крупного предприятия.
Крупные холдинги используют реорганизацию для повышения эффективности управления. Примером может послужить субхолдинговая модель управления, повышение самостоятельности отдельных департаментов, либо установление прозрачной системы контроля.
Основным преимуществом реорганизации является возможность передачи бизнеса без необходимости его приостанавливать. В отличие от отдельных сделок в процессе реорганизации происходит правопреемство. Бизнес либо укрупняется, либо дробится. Как правило, компании выбирают из присоединения и разделения.
Виды реорганизации
Слияние или поглощение – это вид реорганизации, при котором происходит укрупнение капитала. Объединение происходит на макро- и микроэкономическом уровнях. Результатом становится появление на рынке более крупных компаний. Слияние позволяет объединить две и более компании. Результатом становится создание новой экономической единицы. Слияние может проводиться по следующим элементам:
- Слияние форм представляет собой соединение компаний, которые перестают существовать, как самостоятельные объекты.
- Слияние активов выражается в передаче права контроля над предприятиями в пользу более крупного партнера, который принимает их как взнос в уставной капитал.
При этом организационно-правовая форма сохраняется и вид деятельности тоже.
Присоединение заключается в объединении предприятий, при котором часть участников теряет право контроля и управления, а основная компания забирает себе все права и обязательства. Поглощение предполагает полное установление контроля над активами компании со стороны другого предприятия.
Результатом выделения организации становится выделение части имущества для создания нового юридического лица, при этом реорганизуемая компания продолжает функционировать. Процесс начинается с принятия решения руководством компании об организации на ее базе нового предприятия. Выделение может осуществляться по решению суда, либо иных уполномоченных государственных органов. В российском законодательстве в этой части произошли изменения. Теперь выделяя часть компании в самостоятельное образование, предприятие должно наделить его пакетом акций.
Оценка эффективности реорганизации
Реорганизация предприятия – это комплексный процесс. Общим критерием ее эффективности считается соответствие ее результатов заранее поставленным целям. Результатами могут быть:
- Сохранение стартовых показателей.
- Увеличение показателей эффективности.
- Увеличение объема продаж или производства.
- Рост капитализации и другое.
Оценка эффективности должна учитывать тот факт, что в дальнейшем будет осуществляться избавление от неликвидных активов. Другая организация получает целый ряд поддерживающих элементов. Например, выделение нового предприятия сопровождается передачей финансовой и бухгалтерской отчетности. Оценка эффективности базируется на сопоставлении изначального положения организации и полученного в результате реорганизации итога.
Результаты реструктуризации могут оцениваться с количественной, качественной и альтернативной точек зрения. Для исследования требуется интеграция нескольких групп показателей, среди которых рыночные, производственные, финансовые и имиджевые критерии. Часто применяется исследование реализованной условно чистой продукции. Здесь используется стоимостная структура показателя, абсолютная величина и сумма добавленной стоимости.
Часто применяются обобщающие критерии. Например, показатель рентабельности, который направлен на измерение эффективности внесенных в производственную деятельность изменений. Здесь применяется норма дисконта для приведения единовременных вложений.
Проектирование будущих доходов в результате реструктуризации может проводиться с помощью модели Гордона. Она увязывает денежный поток за базовый период, ставку дисконта, ожидаемые темпы роста в прогнозном периоде. Прирост размера чистых активов характеризует мощность предприятия. Он говорит о расширении влияния компании на рынке. Но этот показатель требует обязательного применения дополнительных величин. Часто для оценки применяется коэффициент капитализации. Он характеризует не реальный размер компании, а представления инвесторов фондового рынка о ее будущей стоимости.
Перечень приведенных критериев оценки не является исчерпывающим. Он может расширяться или наоборот сужаться в зависимости от особенностей проводимой реструктуризации. Неизменно же в основе оценки лежит соотношение показателей базового периода до начала реорганизации и показателей, достигнутых в результате преобразований.