Термин «интеграция» происходит от латинского integratio - восстановление отдельных частей в единое целое. Интеграция может происходить в различных сферах - экономической, политической, социальной и др., как на макроэкономическом (межгосударственном), так и на микроэкономическом (фирменном) уровнях. Она может иметь институциональную модель (в рамках подписанного государствами договора) и мягкую модель (без институционального оформления, в силу высокого уровня экономической взаимозависимости и взаимодополняемости). Различают также поверхностную интеграцию (затрагивающую только рыночную сферу) и глубокую интеграцию (проявляющуюся и в сфере производства). Под экономической интеграцией понимается наивысшая ступень интернационализации, когда нарастающая экономическая взаимозависимость двух или нескольких стран переходит в сращивание национальных рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы и формирование целостного рыночного пространства с единой валютно-финансовой системой, единой в основном правовой системой и теснейшей координацией внутри- и внешнеэкономической политики соответствующих государств. Существуют взаимосвязь и различия между международной экономической интеграцией и процессом глобализации. Так, по мнению Ю.В.Шишкова, если глобализация - это новое качество интернационализации на стадии предельно возможного развития ее вширь, то интеграция - наивысшая ступень развития её вглубь. Появление новых интеграционных объединений связано со стратегическим, экономическим, политическим и географическим мотивами. Стратегически формирование объединения нацелено на определение новых рамок сотрудничества в противовес возможным торговым спорам; с экономической точки зрения призвано повысить благосостояние населения, что требует проведения адекватных мер - создания общего рынка, сокращения издержек производства, роста зарубежных капиталовложений, реструктуризации экономики; наконец, географические мотивы интеграционных группировок исходят из расширения взаимных торгово-инвестиционных связей в соседних странах. Так, например, взаимный товарооборот между США и Канадой был бы в $13$ раз меньше, если бы они не граничили друг с другом. Согласно теории выделяют пять форм экономической интеграции:
- Зона свободной торговли - объединение стран с целью устранения таможенных пошлин и количественных ограничений во взаимной торговле, но с сохранением автономности в проведении внешнеторговой политики в отношении стран-неучастниц. Таково понятие классической зоны свободной торговли. Большинство ныне действующих зон свободной торговли идут намного дальше принципа беспошлинной торговли товарами, реализуя гармонизацию нетарифных ограничений, либерализацию торговли услугами, общую инвестиционную политику вплоть до свободного движения капитала и др.;
- Таможенный союз - группировка стран, в которой барьеры во взаимной торговле и проводится общая внешнеторговая политика на основе общего таможенного тарифа в отношении стран-неучастниц;
- Общий рынок, или принцип четырёх свобод – достижение свободного передвижения товаров, услуг, капитала и лиц;
- Экономический и валютный союз - свободное перемещение четырёх факторов; проведение единой экономической и социальной политики, в том числе в сферах промышленности, сельского хозяйства, транспорта, энергетики, валютно-финансовой области; введение общей валюты с единой денежно-кредитной политикой, единым эмиссионным центром;
- Полная интеграция – формирование единого валютного, экономического и политического союза, в том числе проведение общей внешней политики и политики в сфере правосудия и внутренних дел, введение единого гражданства и др.
Таким образом, экономическая интеграция представляет собой поступательный процесс перехода от низшей формы к более высокой форме экономического взаимодействия.
Рисунок 1.
Экономическая интеграция развивается с учётом объективных предпосылок, без учёта которых сложно достичь поставленных целей и задач. К ним относятся: (1) относительно высокий уровень экономического развития стран-членов. Важность фактора связана с готовностью национальной экономики к либерализации в сферах торговли и инвестиций, способности выдерживать конкуренцию с более конкурентоспособными зарубежными компаниями, товарами и услугами; (2) относительно высокий уровень экономической взаимозависимости и взаимодополняемости, который определяется как высоким уровнем экономического развития, так и диверсифицированной структурой экономики и экспорта; (3) примерно одинаковый уровень экономического развития стран- членов, в противном случае большие преимущества будет получать более экономически развитая страна в ущерб странам менее экономически развитым; (4) схожесть политических систем; (5) общность культурологических истоков и традиций; (6) динамический эффект успешности интеграционных планов других объединений; (7) географическая близость (в последние годы значение снизилось в силу формирования интеграционных объединений между разными регионами).
Соотношение экономической, политической и военной интеграции
Любое эффективное интеграционное объединение начинается с низших ступеней экономической интеграции, что влечёт за собой в некоторых случаях политическую и военную интеграцию.
Примером военной может быть Западноевропейский союз созданный на основе Договора об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве и коллективной самообороне, подписанный $17$ марта $1948$. С подписанием Амстердамского договора ЕС и началом Общей внешней политики и политики безопасности, функции ЗЕС постепенно перешли к Европейскому Союзу. Также примером может служить выход Франции в $1966$ году из военных структур НАТО, но участие в политических структурах НАТО.
При удачном развитии экономической интеграции, политическая становиться логическим продолжением союза.
Как бы многообразны ни были сферы международного сотрудничества и как бы велико ни было их значение, центральным и наиболее. важным элементом остаётся политическое сотрудничество. От его эффективности во многом зависит решение задач взаимодействия в других областях особое значение приобретает политическая интеграция, которая тесно связана с экономичекой интеграцией, но не сводится к ней и не представляет собой явление «вторичного» порядка.
Политическая Интеграция - процесс, посредством которого две или более политические единицы усиливают между собой контакты по взаимному сотрудничеству. В качестве желательного или логического конечного результата интегративного процесса часто рассматривается политическое объединение. Политическая интеграция требует формальных или неформальных институтов для принятия совместных решений. Кроме того, интеграция предполагает высокий или повышающийся уровень ведения дел (transactions) между политическими единицами, а также возрастающее сознание общности интересов и ценностей. Интеграцию иногда рассматривают и как состояние, и как процесс. Карл Дойч «признак интеграции в наличии у государств устойчивых взаимных ожиданий, что конфликты между ними будут получать мирное разрешение». В таком понимании интеграция представляет собой как состояние, так и процесс его достижения. Состояние [интеграции] может быть также названо политическим сообществом. Реальное значение. Исследования политической интеграции получили стимул благодаря такому развитию событий на местном, национальном и международном уровнях, которое заставляло обращать внимание на необходимость единения и сотрудничества. Очевидными примерами служат национальное строительство в новых государствах и создание международных общих рынков. Некоторые работы о политической интеграции отмечены сильным нормативным уклоном, особенно работы "федералистов", настойчиво рекомендующих предпринимать немедленные шаги к международному союзу, а также некоторых функционалистов, сторонников постепенности - подхода, согласно которому политические узы должны становиться естественным порождением экономического и социального сотрудничества. К числу главных ориентаций среди эмпирических теоретиков относятся коммуникативный подход, акцентирующий важность совместного ведения дел, и неофункционалистский подход, концентрирующий внимание скорее на процессе принятия решений и на непредусмотренных интегративных последствиях предшествующих актов сотрудничества.