Сущность понятия «занятость». Виды занятости
Занятость – это законная экономическая активность населения, направленная на удовлетворение личных потребностей через получение заработка.
Занятость может обеспечиваться самостоятельно, либо осуществляться с помощью установления трудовых отношений. Трудовые отношения основываются на соглашении, которое заключается между работником и работодателем. В нем проговариваются и закрепляются положения об ответственности сторон, а так же требования к квалификации и опыту сотрудника. Работник реализует свой опыт и потенциал, а так же время, получая за это заработную плату. Предприниматель нанимает сотрудника для того, чтобы делегировать ему участок работы, за это он платит деньги.
Выделяют следующие виды занятости:
- Частичная. Она встречается в случаях, когда рабочая сила не используется полностью.
- Условная. Этот тип занятости характеризуется нестабильностью положения сотрудника. Он может работать неполный рабочий день, получать сдельную оплату труда, либо подвергаться риску быть уволенным в любой момент.
- Теневая. Занятость, не отраженная в официальных статистических источниках, не облагаемая налогами. Она связана с высоким риском, как для работодателя, так и для работника, так как отношения между ними не регулируются официальным договором.
- Нерегулярная. Этот тип занятости практикуется в западных странах. Работник получает оплату труда выше на тех должностях, где работодатель не может дать гарантий постоянной трудоустроенности.
- Неполная. Это форма занятости, при которой рабочий день сотрудника сокращается для уменьшения фонда заработной платы.
- Постоянная. Это регулярная форма занятости, которая гарантирует сотруднику наличие работы в течение всей его жизни.
- Вторичная занятость проявляется тогда, когда у работника помимо основной работы есть еще дополнительный заработок.
Вопрос занятости решается на государственном уровне. Борьба с безработицей позволяет повысить качество жизни, эффективно распределять средства в стране. Рост благосостояния положительным образом влияет на совокупный спрос, а значит, стимулирует развитие производственной деятельности, инноваций и наукоемких отраслей экономики.
Проблемы занятости населения в Европе
Официальная статистика не отражает реального положения трудовых ресурсов Европы. Европейский центральный банк провел свое статистическое исследование благополучия населения. По его оценкам около 18% граждан Еврозоны не имеют работы, либо заняты частично. Эта цифра почти вдвое превышает официальные показатели. Данное исследование показывает, что занятость в Европе испытывает структурные проблемы. И если более сильные и стабильные экономики региона имеют средства справляться с негативным воздействием, то страны, находящиеся на периферии, испытывают настоящие проблемы.
Исследование рынка труда Европы показало, что 3,5% населения практически не привязаны в рынку. Они уже не надеются найти работу, либо они не могут трудоустроиться в течение нескольких недель. Доля граждан с неполной занятостью, готовых работать больше так же составляет 3%. Однако, независимое исследование Банка говорит о том, что этот процент стремится к 15.
Такая ситуация на рынке ведет к тому, что заработные платы трудоустроенных не растут. Особенно это затрагивает страны, где более 30% населения являются безработными. Центральные банки отмечают, что рост безработицы влияет на увеличение темпов инфляции. Низкие темпы инфляции заставляют банки держать низкий процент. Увеличение занятости в Еврозоне не ведет к росту заработных плат, что оказывает негативное влияние на экономику региона в целом. Многие сотрудники не имеют достаточной квалификации для занимаемых ими рабочих мест, поэтому они не могут рассчитывать на прибавку к зарплате в долгосрочной перспективе.
Пути решения проблемы занятости населения в Европе
Страны Европейского Союза вырабатывают свои схемы борьбы с безработицей. В мире существуют пять моделей регулирования занятости и рынка труда. К ним относят:
- Американскую
- Шведскую.
- Англо-саксонскую.
- Немецкую.
- Японскую.
Шведская модель опирается на три принципа, а именно, достижение полной занятости трудоспособного населения, предоставление социальных гарантий, обеспечение равных возможностей достижения благосостояния. Важной чертой является профилактика безработицы. Со стороны государства уделяется особое внимание механизмам социальной помощи населению в случае потери работы. Поэтому на мероприятия по регулированию занятости ежегодно отчисляется от 3 до 7% от ВВП страны. Скандинавские страны тратят около 70% этих средств на проведение профессиональной подготовки и переподготовки, создание новых рабочих мест, обеспечение географической мобильности населения, создание базы информационных услуг. Так же со стороны государства поощряется развитие мелкого предпринимательства через предоставление субсидий и государственных кредитов.
Англосаксонская модель предусматривает пассивную роль государства. При этом экономическая политика вырабатывается с ориентированием на проблемы занятости. Создается орган занятости молодежи, который занимается предоставлением рабочих мест молодым специалистам, тем самым закладывая фундамент для будущего профессионального роста. Во Франции вопросы занятости решаются не только на государственном, но и на регионально и отраслевом уровнях. В Германии государство поощряет производителей, которые активно участвуют в решении проблем занятости. Создание дополнительных рабочих мест поддерживает и дает двойной эффект для социально-экономического развития.
Таким образом, несмотря на то, что Еврозона имеет общие институты регулирования внутренних процессов, каждая страна-участница вырабатывает свои меры борьбы с безработицей. Эти меры сложились под влиянием исторических, политических и экономических факторов. Нельзя сказать, что какие-то модели лучше или хуже, так как каждая из них учитывает специфику населения отдельного региона.