Характеристика текущего состояния отечественного потребительского рынка
Одной из важнейших бюджетообразующих отраслей современной экономики Российской Федерации является торговля. Предприятия, функционирующие в сфере торговли, формируют пятую часть валового внутреннего продукта и в значительной степени обеспечивают занятость населения, создавая большое число рабочих мест. По сравнению с периодом 1990-х гг., когда потребительский рынок в России только формировался, в настоящее время сфера торговли характеризуется:
- стабильностью;
- устойчивостью;
- благоприятной конкурентной средой;
- высокой степенью товарного насыщения;
- высокой предпринимательской и инвестиционной активностью;
- положительной динамикой развития.
По официальным статистическим данным, оборот розничной торговли в Российской Федерации в 2019 году составил более 35 триллионов рублей. По мнению ряда экспертов, в 2020 г. этот показатель останется на том же уровне, если даже не увеличится (несмотря на кризис, вызванной пандемией новой коронавирусной инфекции). Однако она оказала существенное влияние на структуру потребительского рынка. Если раньше соотношение было 55% на 45% в пользу непродовольственных товаров, то теперь ситуация изменилась в противоположную сторону и большая часть рынка уже приходится на продовольственные товары.
Потребительский рынок России (как, впрочем, и большинство других отраслей отечественной экономики) характеризуется высоким уровнем концентрации. Так, более 15% общероссийского оборота розничной торговли приходится на Москву.
А первая пятерка регионов (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край и Свердловская область) обеспечивает четверть всего потребительского рынка страны. Москва же лидирует и по показателю розничного товарооборота на душу населения - почти 180 тысяч рублей.
Невысокая степень развития торговли свойственна регионам с низкими уровнями доходов населения, невысокой степенью урбанизации и активным развитием сельского хозяйства, что способствует невысокой покупательской активности. Это касается почти всех республик Северного Кавказа плюс Республика Алтай и Республика Тыва.
Также особое значение имеют показатели индекса потребительских цен на товары и услуги. В последние несколько лет он находится на рекордно низком уровне. Так, в 2019 году он впервые оказался меньше 3% годовых. В условиях действия международных экономических санкций почти в 1,5 раза снизился объём импорта продукции, вслед за чем последовало снижение удельного веса импортных товаров в розничной торговле России.
Перспективы и проблемы отечественного потребительского рынка
Результаты анализа развития потребительского товарного рынка в России свидетельствуют о том, что его положительная динамика и рост розничного товарооборота, прежде всего, обеспечиваются, с одной стороны, за счёт расширения торговой сети и изменения её структуры, а с другой стороны, за счёт создания современных торговых предприятий, новыми форматами которых являются торговые комплексы и центры. Основными торговыми предприятиями, вокруг которых формируется торговый комплекс и которые привлекают основную массу покупателей, являются супермаркеты и гипермаркеты разной специализации. Они, как правило, представлены магазинами крупных торговых сетей (например, «Ашан», «Перекресток», «Детский мир», «Спортмастер», «Эльдорадо», «Снежная королева», «Ostin» и др.).
Особый вклад в развитие потребительского рынка России внесли создаваемые и расширяющиеся сети магазинов – дискаунтеров (например, «Магнит», «Пятерочка», «Дикси»). Деятельность дискаунтеров, которые объединяют несколько десятков и сотен магазинов, заключается в продаже продовольственных и сопутствующих товаров по ценам ниже среднего уровня по основным товарным группам. Они широко внедряют и продвигают различные системы лояльности для потребителей (в форме дисконтных карт, программ, времени сниженных цен и т.д.), особенно для льготных категорий граждан (пенсионеров, инвалидов).
С начала 2000-го года главным катализатором развития современной розничной торговли стало увеличение потребительского спроса, который позволяет сглаживать колебания на экспортных направлениях. В последние года значительно расширилась инфраструктура отечественного потребительского рынка благодаря вводу в эксплуатацию множества объектов различной целевой направленности: магазины, кафе, рестораны, ларьки, мастерские и т. д.
К проблемам развития в России потребительского рынка, по мнению специалистов, можно отнести следующее:
- обеспечение ценовой доступности товаров и услуг для малоимущих групп населения;
- сложившаяся система размещения объектов потребительского рынка не отвечает потребностям населения;
- значительное сокращение в центральных районах крупных городов количества розничных предприятий.
Для решения обозначенных выше проблем требуется принятие и реализация решений по следующим направлениям развития отечественного потребительского рынка:
- активное участие торговых объектов в реализации социальной политики регионов;
- рационализация розничной торговой сети и улучшение качества ее структуры, в частности, за счет создания многофункциональных торговых комплексов;
- обеспечение условий для развития мелкорозничной торговой сети и магазинов, занимающихся реализацией в жилых кварталах товаров повседневного спроса.