Качество продукции - это совокупность свойств и признаков продукции, которые обуславливают реализацию ее предназначения, ее соответствие предъявляемым требованиям и ее способность удовлетворять потребности потребителей.
Характеристика качества продукции
Одной из основополагающих характеристик продукции, которая оказывает решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирование конкурентоспособности, является качество продукции. В самом общем смысле оно представляет собой совокупность всех свойств продукции, которые обуславливают ее способность удовлетворять определенным требованиям (прежде всего, потребительским запросам) в соответствии с установленным назначением.
В рыночной экономике проблема качества продукции является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. В конкурентной борьбе качество является самым действенным оружием. Именно борьба за потребителя заставляет производителей соревноваться в улучшении качественных характеристик своей продукции.
На каждом предприятии качество продукции оказывается под влиянием как внутренних, так и внешних факторов:
- Внутренние факторы зависят от деятельности и способностей самого предприятия (внедрение техники и технологии, применение материалов и сырья, уровень квалификации персонала, организация производства и труда, затраты, политика ценообразования, моральное стимулирование и воспитание персонала).
- К внешним факторам, прежде всего, относятся: требования рынка; конкурентная борьба; действующее законодательство; создание положительной деловой репутации предприятия среди покупателей, партнеров и др.
Пути повышения качества продукции
Существует несколько основных путей, которые приводят к повышению качества выпускаемой продукции:
- во-первых, необходимо тщательно изучить происходящие на производстве процессы, сосредоточить внимание на задачах, поставленных персоналу;
- во-вторых, в настоящее время стало популярным привлечение фирм-аутсорсеров, что за счет специализации производства может привести к выпуску продукции повышенного качества;
- в-третьих, внедрение современных электронных технологий контроля сделает возможным заблаговременное выявление дефектов продукции, на ранних этапах ее производства;
- в-четвертых, для улучшения текущих продуктов нужно активно работать с отзывами клиентов, чья удовлетворенность определяется качеством продукции;
- в-пятых, необходимо организовать регулярное обучение и мотивацию сотрудников предприятия;
- в-шестых, осуществление планирования, управления и контроля ресурсов на основе принципов менеджмента качества.
Проблема качества продукции в России
В настоящее время достаточно часто появляются сведения о выявлении в том или ином регионе России крупных партий некачественной продукции. Это заставляет говорить о наличии на российском рынке проблемы качества продукции.
Действующее в настоящее время законодательство позволяет предприятиям производить продукцию по «оригинальной» рецептуре (техническим условия), которая чаще всего предусматривает использование более дешевых ингредиентов (по сравнению с требованиями ГОСТ).
Наиболее наглядно проблема качества продукции наблюдается на рынке пищевых продуктов, где производители могут включать в состав дополнительные ингредиенты, из-за чего производимая продукция перестает быть той, за которую ее выдают. Например, использование в молочной продукции растительного жира не позволяет называть ее сыром, творогом и т. д.
Роскачество как институт развития качества продукции
Одним из путей решения проблемы качества продукции на российском рынке является решение, которое было принято Правительством РФ в 2015 году об учреждении совместно с рядом экономически ориентированных общественных организаций и объединений автономной некоммерческой организации «Российская система качества» (Роскачество). Данная организация ведет свою деятельность по таким приоритетным направлениям (отраслям экономики), как пищевая, перерабатывающая, обрабатывающая промышленность, внутренняя и внешняя торговля.
Предназначение Роскачества заключается в развитии институтов повышения качества продукции и услуг на отечественном рынке.
Кроме того, к сфере интересов этой организации отнесено внедрение в российских предприятиях наилучших систем менеджмента качества, просвещение населения в вопросах качества товаров и услуг, продвижение отечественных производителей качественной продукции на местных и мировом рынках.
Для того чтобы достичь намеченных целей, Роскачество должно:
- собирать и анализировать сведения об опыте повышения качества продукции и об опыте продвижения товаров на рынки;
- организовывать проведение испытаний продукции;
- создать систему добровольной сертификации «система подтверждения качества российской продукции» и выполнять функции уполномоченного органа (т.е. выдавать сертификаты соответствия, приостанавливать или прекращать их действие, разрешать применение знака соответствия и др.);
- организовывать мероприятия по содействию приобретателям (потребителям) в выборе продукции;
- взаимодействовать с органами государственной власти, с потребительскими и профессиональными сообществами;
- проводить конкурсы в области качества (в частности, конкурс на соискание премий Правительства РФ в области качества).
Таким образом, Роскачество призвано содействовать решению проблемы качества продукции на российском рынке. Оно проводит многочисленные исследования продукции с привлечением различным экспертов, ученых, аналитиков и др., результаты которых публикуются в открытом доступе. Следовательно, все участники воспроизводственного процесса (производители, продавцы, потребители) получают доступ к результатам объективного анализа, что призывает хозяйствующие субъекты к повышению качества своей продукции.