Сущность малого предпринимательства
Все предприятия, которые являются составной частью национальной российской экономики, в соответствии с их размерами и общепринятой терминологии классифицируются на 3 группы:
- крупные,
- средние,
- малые.
Каждая группа обладает своими специфическими интересами, которые определяют стратегии их экономического поведения, как они относятся к проводимой государством политике, к вопросам социального, экономического, политического и национального характера.
Субъектом малого бизнеса может быть гражданин, который занимается предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Если малое предприятие ведет не один вид деятельности, то есть выполняет работы по нескольким профилям, то оно может быть отнесено по критериям к тому типу деятельности, часть которого будет преобладать в годовом обороте или в объеме прибыли за год.
Среднюю численность работников за отчетный период на малом предприятии определяют при учете всех его работников, включая тех, кто работает по договорам гражданско-правового характера, а также совместителей при учете реально отработанного времени и работников представительств (филиалы и прочие обособленные подразделения соответствующего юридического лица).
Значение малого бизнеса
Малые предприятия являются олицетворением малого предпринимательства. По причине своей массовости в значительной степени малый бизнес определяет социально-экономический уровень государства. С малым бизнесом связана та часть граждан, которые являются:
- собственниками малых предприятий,
- наемные работники,
- потребители выпускаемой (реализуемой) продукции (услуг).
Малое предпринимательство способствует вовлечению в область полезной для общества и экономики государства деятельности большую долю производственных факторов, которые по соответствующим причинам невозможно использовать средним и крупным предприятиям.
Сектор малого бизнеса содействует быстрому созданию новых рабочих мест, решая при этом проблемы занятости населения.
Задачи малого предпринимательства
В отличие от крупного бизнеса (производства), который ориентирован на массовый спрос, производство и продажу крупных партий стандартной продукции, малые фирмы с успехом функционируют в небольших рыночных сегментах.
Благодаря малому бизнесу хозяйство страны становится способным к быстрым структурным переменам.
Малые размеры предприятий дают возможность обеспечения технологической, производственной и управленческой гибкости, что способствует оперативному реагированию на изменения конъюнктуры рынка, внедрению научно-технических достижений, осуществлению эффективной инновационной деятельности.
Выделим важные задачи, которые осуществляют предприятия малого бизнеса:
- Ускоряют реструктуризацию собственности, структурную перестройку экономики, реформирование компаний;
- Содействуют образованию эффективных собственников и появлению граждан со средним уровнем материального благосостояния;
- Организуют предпринимательскую деятельность слоя населения в качестве основы роста эффективности экономики, что ведет к социально-политической стабильности в государстве и обществе;
- Способствуют развитию конкуренции и преодолению отраслевого и регионального монополизма;
- создают материальную основу для более полной занятости в обществе, что ведет к сокращению количества безработных граждан;
- расширяют взаимодействие малых, средних и крупных фирм;
- укрепляют экономическую базу местных органов власти;
- Развивают сельские населенные пункты и небольшие городские поселения и др.