Регулирование малого бизнеса государством
В настоящее время в нашей стране Правительство РФ осуществляет планирование и разработку мер в сфере оказания всесторонней помощи российским предпринимателям.
Существует несколько процессов предпринимательства, которые не должны обходиться без контроля государства. Среди них можно назвать:
- Регистрацию бизнеса (открытие предприятия, его ликвидация, реорганизация и др.);
- Сбор налоговых платежей;
- Защита интересов и прав, которые возникают у субъектов бизнеса в процессе его реализации и др.
Правительство при определении путей регулирования процессов малого бизнеса (предпринимательства) обязуется оказать помощь хозяевам малых предпринимательских инициатив. Это необходимо, поскольку начинающий предприниматель нуждается:
- в простых и понятных процедурах регистрации, на выполнение которых не потребуются большие средства и время;
- в недорогом и качественном консультационном обслуживании;
- в лояльном налогообложении в связи с маленьким оборотом;
- в упрощенном финансовом учете;
- в дополнительных правовых инструментах, которые могут давать возможность функционировать малым предприятиям наряду со средними и крупными предприятиями.
Решая данные проблемы малого бизнеса, государство рассчитывает на то, что издержки по изготовлению конечной продукции будут минимизированы, что приведет к наполнению потребительских рынков высококачественной продукцией по приемлемым ценам.
Практика показала, что минимизация производственных затрат является одним из важнейших доступных российскому мелкому предпринимательству путем выхода на рынок с дешевым продуктом.
Законодательство, регулирующее малый бизнес
В нашей стране действует закон о малом бизнесе (Федеральный Закон), который включает в себя декларативные нормы, а также определяет порядок осуществления большинства процедур, которые связаны с получением предпринимателями некоторых государственных льгот. Критериями хозяйствующих субъектов, которые попадают под определение представителя малого бизнеса, устанавливаются следующие:
- количество работников – до ста человек;
- объем выручки – до 800 млн. руб.
В случаях, когда отчетность предприятия не позволяет определить его годовую выручку (ее получение – не основная цель деятельности юридического лица, например, для некоммерческих организаций), стоимостью материальных средств, которыми владеет данное юридическое лицо, будет являться балансовая стоимость основных и нематериальных активов. При этом стоимость также не может превышать 800 млн. руб.
Малое предприятие может быть:
- Казенное предприятие (государственное или муниципальное),
- полностью частное предприятие.
Существует несколько ограничений в сфере организации и функционирования малого предприятия при государственном участии, которые изложены в Законе о малом бизнесе.
В соответствии с законом, при утверждении мер максимального благоприятствования небольшим предпринимательским начинаниям, государство должно ставить перед собой соответствующие задачи:
- Обеспечить рост количества малых предприятий;
- Утвердить правовые режимы, позволяющие создать здоровую конкурентную среду для всех участников рынка;
- Создать условия для прироста доли продукции, производимой небольшими субъектами предпринимательства и др.
Меры регулирования малого бизнеса
Государство регулирует деятельности малого бизнеса посредством соответствующих механизмов:
- Создает специальные реестры, отражающие подробные сведения о представителях данного типа предпринимательства;
- Наделяет конкретные органы государственной и местной власти полномочиями по оказанию помощи малому бизнесу;
- Формирует инфраструктурные системные учреждения, приводящие в действие утвержденные государственные программы в сфере содействия малому бизнесу;
- Организует выставочную работу и привлекает представителей малого бизнеса к участию в конкурсах и выставках всех уровней;
- Реализует имущественную и финансовую поддержку посредством системы федеральных и региональных адресных программ (предоставление дотаций и субсидий и др.).