Факторы, сдерживающие развитие малого бизнеса
Любое предприятие малого бизнеса находится в тесном взаимодействии с внешней средой и является открытой системой. Исследование факторов, которые оказывают воздействие на предприятия малого бизнеса, всегда начинают с исследования внешней среды, то есть влиянием извне.
Существует несколько факторов, характерных для малых предприятий в нашей стране, которые сдерживают их развитие:
- Неразвитая рыночная инфраструктура,
- Постоянные изменения в налоговой системе, не всегда положительные для предпринимателей,
- Административные препятствия,
- Трудность при получении финансов и кредитов и др.
Факторы внутренней и внешней среды
Функционирование малого предприятия осуществляется предпринимательской среде, которая включает в себя внутренние и внешние факторы.
Внутренняя среда представляет собой сам хозяйственный организм компании (фирмы), который может включать:
- предпринимательскую способность,
- квалификацию персонала,
- материально-техническое снабжение производства,
- маркетинг,
- общая организация производства,
- опыт управления,
- образование и др.
Внутренняя среда может быть связана с личностными качествами начинающего предпринимателя, среди которых можно выделить:
- Готовность рисковать,
- профессионализм,
- умение планировать и прогнозировать события,
- коммуникабельность и др.
Внешняя среда включает в себя условия и факторы, которые оказывают или могут оказать влияние на функционирование малых предприятий.
К внешним факторам прямого воздействия можно отнести:
- Рыночные отношения, их характер и состояние (потребители и поставщики);
- Хозяйственные связи предприятия (поставщики, банки и кредитные организации, инвесторы).
- К внешним факторам косвенного воздействия относят:
- Регулирование малого бизнеса,
- Состояние экономики в государстве,
- Развитие НТП,
- Политический и предпринимательский климат и др.
Классификация факторов
В соответствии с характером воздействия на сферу малого бизнеса система факторов разбита на следующие группы:
- Базисный фактор, влияющий на возможности существования (налоги, ресурсы, закон и др.);
- Дополняющий фактор, оказывающий влияние на объём малого бизнеса и его состояние (поддержка государства, рыночная инфраструктура, предпринимательская самоорганизация и др.);
- Внутренний фактор, воздействующий на показатели успешности малого бизнеса.
Данные факторы при акцентировании внимания на специфику характера развития регионального малого бизнеса рассматриваются в следующем разрезе:
- факторы, которые дают возможность функционированию малому предпринимательству (деловая и экономическая среда);
- факторы, которые побуждают экономически активных граждан заниматься малым бизнесом (создать общественную атмосферу, которая стимулирует деловую активность).
Факторы создания малых предприятий
Факторами, которые воздействуют на развитие и зарождение новых малых предприятий, можно считать:
- Фактор человеческого капитала;
- Размер различных затрат (издержек) на создание предприятия, в том числе трансакцинные издержки;
- Экономическая отраслевая структура, общая доля нестабильных отраслей, включающих строительство, розничную торговлю, сферу услуг;
- Существование производственных факторов, а также рыночной инфраструктуры;
- Доступ к инновациям, исследованиям и разработкам, новой информации, нововведениям, новейшим технологиям;
- Размер затрат на общественную инфраструктуру;
- Отсутствие или наличие поддержки предпринимательства со стороны органов государственной власти;
- Общественные нормы, которые способствуют доверию к предпринимательству.