Понятие и сущность закона о бюджете
Бюджетная система страны основывается на ее территориально-административном устройстве. В Российской Федерации бюджетная система представлена совокупностью бюджетов – федерального, бюджетов субъектов, местных и бюджетов внебюджетных фондов. Организованная определенным образом и в соответствии с принципами структурированная бюджетная система, звенья которой взаимосвязаны между собой и составляют бюджетное устройство страны.
Под бюджетной системой страны понимают основанную на государственном устройстве страны совокупность бюджетов всех уровней.
Бюджетная система Российской федерации состоит из трех уровней.
- Первый уровень бюджетной системы представлен федеральным бюджетом и бюджетами государственным внебюджетных фондов.
- Второй уровень составляют бюджеты субъектов, входящих в состав Российской федерации.
- Третий уровень бюджетной системы представляют местные бюджеты, к которым относятся бюджеты муниципальных образований, городских округов и бюджеты городов федерального значения.
Законодательное закрепление содержания бюджета выражается в принятии Закона о бюджете на очередной финансовый год.
Закон о бюджете представляет собой своего рода финансовый план сбора, распределения и централизованного использования денежных фондов конкретной территории, закрепленный в виде нормативно-правового акта, который принимается ежегодно соответствующим органом власти.
Иными словами, закон о бюджете представляет собой финансовый план доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета страны.
Внутренняя структура закона о бюджете представляет собой перечень основных разделов закона, включающих в себя главных администраторов и распорядителей доходов бюджета, а также администраторов источников финансирования дефицита бюджета.
Этапы принятия закона о бюджете
Независимо от уровня бюджетной системы при принятии закона проходят несколько основных этапов. К этим этапам относятся:
- Составление проекта бюджета
- Рассмотрение и утверждение проекта бюджета
- Исполнение принятого бюджета
- Составление отчета об исполнение бюджета
На стадии составления бюджета происходит процедура составления реального к исполнению, имеющего экономическое обоснование проекта бюджета на очередной финансовый год. Основы составления бюджета правового характера отражены в статьях 169-184 бюджетного Кодекса РФ. В нормативно-правовых актах регионального и местного уровня могут содержаться отдельные положения, регламентирующие процедуру принятия бюджета соответствующего уровня, но не противоречащие положениям Бюджетного Кодекса РФ.
Процесс рассмотрения проекта бюджета и его утверждения начинается с того момента, когда проект внесен на рассмотрение соответствующего законодательного или представительного органа власти. Параллельно с принятием закона о бюджете принимаются и законы о соответствующих государственных внебюджетных фондах.
В ходе исполнения бюджета в приоритете находится своевременное получение всех запланированных к получению доходов и обеспечение исполнения всех расходных обязательств. Исполнение бюджета любого уровня происходит по доходам и расходам.
Подготовку отчета об исполнении бюджета выполняет исполнительный орган власти, основываясь на отчетах главных распорядителей и получателей бюджетных средств. Отчетность в сфере бюджета включает в себя:
- Непосредственно отчет об исполнении соответствующего бюджета
- Баланс исполнения бюджета
- Итоговый отчет о финансовом результате
- Пояснительная записка к отчету об исполнении бюджета