Все действия, которые осуществляет государство в хозяйстве, связаны с выбором одной из имеющихся альтернатив (так же, как и действия фирмы или потребителя).
Во-первых, это выбор бюджета. Все источники дохода являются взаимозаменяемыми (например, можно получить дополнительные $100$ млн рублей за счёт налога на прибыль, а можно за счёт акциза на алкоголь). В то же время все статьи расходов конкурируют между собой, так как увеличение одной статьи означает уменьшение других (например, для увеличения расходов на армию нужно сократить расходы на ремонт дорог, и наоборот). Таким образом, нужно решить, откуда взять деньги и куда их тратить.
Во-вторых, "правила игры" в хозяйстве и обществе тоже могут быть разными, и, следовательно, их тоже надо выбрать (например, создать правила увольнения рабочих фирмами).
Поскольку создание общественных благ и "правил игры" необходимо для всего общества, само общество и должно принимать решения о выборе различных альтернатив. Именно поэтому говорят об общественном выборе - принятии решений по поводу бюджета и других функций государства.
Покупка политического решения
Кроме участия в голосовании существует ещё один способ оказания влияния на выбор общества. Политическое решение можно купить, так же как покупают блага или ресурсы.
Первым способом покупки целого блока политических решений является материальная поддержка партии, которая, оказавшись у власти, обеспечит принятие этих решений.
Отдельный человек может поддерживать партию, просто вступив в неё и платя членские взносы в партийную казну. Чем больше членов в партии, тем больше денег собирает она в виде членских взносов и тем реальнее возможность её прихода к власти и влияния на политические решения. Богатые фирмы или потребители могут делать это путём прямого финансирования нужных им партий, если обладают достаточными для этого средствами. Например, фирма, контролирующая все производство нефтепродуктов в хозяйстве и получающая огромную прибыль, способна финансировать партию, которая будет отстаивать её интересы в парламенте и правительстве.
Существует другой способ покупки нужного политического решения, который может быть незаконным, - это подкуп чиновника, отвечающего за принятие данного решения. Чиновник получает взятку - некоторую сумму денег или благ в качестве вознаграждения за принятое решение.
Партии и программы
Если на должность руководителя государства есть несколько претендентов, между ними возникает конкуренция. Каждый претендент предлагает свою программу - вариант организации бюджета, законов общества, внешней политики и т. д. А население просто выбирает программу того политика, которая имеет для населения наибольшую полезность.
Поскольку для разработки программы и осуществления предвыборной конкуренции усилий одного человека может не хватать, возникают партии - организации, которые занимаются производством программы и предложением этой программы обществу на выборах. По сути деятельность партий очень похожа на деятельность фирм, которые производят блага и продают их населению. На рынке побеждает фирма, производящая благо, которое больше всего понравится населению, а на выборах побеждает партия, предлагающая программу, которая тоже больше всего понравится населению. В условиях совершенной политической системы, при которой существуют 1) полная информированность населения о происходящем, 2) отсутствие затрат на проведение выборов, общественный выбор всегда будет осуществляться политиками строго в интересах большинства. Политики, которые будут отклоняться в принятии решений от воли большинства, будут легко переизбираться на других политиков, которые будут действовать в интересах большинства.
Но в условиях несовершенной политической системы, когда существует неполнота информации или организация выборов требует значительных затрат, находящиеся у власти политики получают возможность злоупотреблять своим положением. Политики могут отклоняться от выполнения своих обещаний и удовлетворять свои личные потребности, стремиться сохранить за собой власть тем или иным путём и т. д.
Голосование и "право большинства"
В условиях демократии население принимает решения путем голосования - каждый человек, обладающий правом голоса, говорит свое "за" или "против" по решаемому вопросу. При этом побеждает тот вариант, за который голосует большинство.
Эта процедура схожа с тем выбором, который население осуществляет на рынках благ, где люди "голосуют" деньгами за те блага, которые им хочется потреблять.
Но на рынках благ нет большинства и меньшинства. Если большинство потребителей хочет есть красные яблоки, то это не мешает меньшинству потребителей проголосовать деньгами за производство определенного количества желтых яблок.
При политическом голосовании воля меньшинства остается неудовлетворённой. Если, предположим, большинство населения проголосует за увеличение расходов на оборону, то расходы будут увеличены, и меньшинство, которое не хотело этого, останется в проигрыше. Таким образом, возникает так называемая диктатура большинства. Но никакого "лучшего" выхода из этой ситуации нет, и поэтому общественный выбор осуществляется в интересах большинства.
Рисунок 1.
Политическая система
Осуществление общественного выбора зависит от политической системы общества, которая состоит из трёх следующих частей:
- законодательная власть, принимающая законы, которым подчиняются все фирмы и потребители;
- исполнительная власть, организующая сбор денег в бюджет и их расходование;
- судебная власть, контролирующая исполнение законов всеми членами общества (в том числе законодательной и исполнительной властью). В каждой политической системе все эти функции могут осуществляться по-разному.
На одном из полюсов политических систем находится абсолютная монархия, которая не предполагает наличия какого-либо выбора у населения. Во главе общества стоит монарх(царь, король, император, фараон и т. д.), чья должность не является выборной, а передаётся по наследству.
Абсолютный монарх осуществляет общественный выбор по своему усмотрению, и, следовательно, степень удовлетворения интересов общества целиком зависит от его желаний. Если это "хороший" монарх, он будет заботиться о производстве общественных благ, уменьшении налогового бремени и других полезных для общества вещах. Если это "плохой" монарх, он не будет заботиться об интересах общества, а будет удовлетворять свои желания - строить для себя роскошные замки, воевать с другими монархами и т. д.
Другой крайностью является прямая (абсолютная) демократия - все решения принимаются путём голосования всех членов общества. Эта политическая система действительно создаёт условия для общественного выбора, так как каждый человек участвует в определении того, какие будут производиться общественные блага, из каких источников будут поступать деньги и т. д.
Между прямой демократией и абсолютной монархией могут существовать различные промежуточные политические системы, сочетающие в себе принцип монархической и выборной властей.
Поскольку голосование связано с затратами для населения, голосовать по поводу ВСЕХ вопросов население не может (представьте себе общенародное голосование по вопросу: "Нужно ли поставить на улице N еще один фонарь?"). Уменьшить затраты, связанные с голосованием, позволяет представительная демократия - население выбирает только руководителей государства, которые осуществляют управление государством в интересах избирателей. Поскольку эти руководители как бы представляют интересы населения, такую политическую систему и называют представительной демократией.