Общие понятия бюджета
Бюджет - это документ, который разрабатывается для планирования и осуществления финансово- хозяйственной деятельности предприятия.
При правильном прогнозировании бюджета, увеличивается возможность точного прогноза финансовой деятельности предприятия на всех уровнях.
Основные задачи, которые необходимо учитывать при составлении бюджета:
- предполагать возможное поступление денег и планировать эффективное их использование;
- устанавливать сроки выполнения статей бюджета;
- проанализировать динамику доходной и расходной части бюджета;
- сотрудничество между подразделениями предприятия на всех уровнях.
Характеристика фактического бюджета
Фактический бюджет – это сумма расходов предприятия за вычетом суммы поступивших налогов и сборов за определенный период времени.
При формировании бюджета, необходимо решать вопросы на уровне руководителей всех звеньев. Главная задача, которая стоит перед составителями бюджета – это правильное и рациональное формирование доходов и расходов предприятия.
Фактический бюджет можно считать сбалансированным при условии равенства показателей доходной и расходной части.
Если же возникают расхождения между показателями доходной и расходной части, образуется дефицит или профицит.
Дефицит – это показатели, которые отражают, что расходная часть превышает доходную часть.
Профицит – это показатели, которые отражают, что сумма доходной части превышает расходную часть.
При формировании бюджета нельзя предусмотреть все возможные риски.
Главная цель, которая стоит перед руководителем при формировании бюджета - не сбалансировать бюджет, а стабилизировать экономику предприятия.
Характеристика бюджетных расходов и доходов
Доходная часть состоит из средств, которые поступают от продажи сырья, готовой продукции, амортизационных отчислений, внереализационных расходов.
Расходная часть состоит из производственных затрат и управленческих расходов. Одной из составляющих бюджетного планирования является расходная часть.
Расходная часть делится на две группы кассовые и фактические.
Кассовые расходы осуществляются путем расходования наличных денежных средств или безналичный расчет (перечисление определенной суммы на другие счета) за приобретение товара или услуг.
Основной задачей учета кассовых расходов, является обеспечение контроля над целевым использованием денежных средств.
Фактические расходы – это начисленная сумма денежных средств, которая подлежат выплате (заработная плата, стипендия, доплаты, премии). Данные расходы показывают, фактическое выполнение бюджетом утвержденных норм.
Кассовые расходы показывают движение денежных средств, а фактические расходы – полноту их использования. Кассовые расходы не показывают фактическое выполнение бюджета, так как полученные денежные средства могут быть потрачены на закупку материальных ценностей, запасов сырья и материалов.
При проведении работ по анализу выполнения всех пунктов, которые отражены в бюджете необходимо учитывать показатели ликвидности. Учитываются отчеты, которые были получены от руководителей структурных подразделений и отраслевых специалистов. В ходе анализа учитываются показатели доходной части бюджета.
После проведенных расчетов и анализа принимаются решения по устранению всех недочетов. Получить финансовый результат, который будет близок к сформированному бюджету, возможно лишь при четком выполнении поставленных задач перед всеми подразделениями.
Механизм формирования бюджета можно использовать, как основной инструмент моделирования экономической ситуации. При формировании бюджета доходная и расходная часть может быть детализирована в соответствии с необходимыми потребностями. Экономически рост произойдет только тогда, когда будут рационально использоваться денежные средства.